Официальным поводом снятия Татьяны Волосатовой с должности гендиректора РОСИЗО стало то, что параллельно она занимает другую руководящую позицию, а именно — возглавляет филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Впрочем, Волосатова являлась директором этого филиала Третьяковки и до назначения главой РОСИЗО, и эта деталь прежде никого не смущала. Музейный комплекс ГТГ в Калининграде только строится. На днях региональный министр культуры Андрей Ермак рассказал журналистам, что здание надеются сдать в эксплуатацию через 2,5–3 года. Параллельно в городе возводят филиал Большого театра. Калининград стал одним из четырех городов, где наряду с Кемеровом, Владивостоком и Севастополем по поручению Президента России строится крупнейший музейный центр.
Пока идет стройка, Третьяковка готовит молодые кадры: так, на минувшей неделе было объявлено о запуске магистерской программы Третьяковки на базе Балтийского федерального университета имени Канта. Однако пока для директора филиала ГТГ работы там не так много. Но у Минкульта иное мнение. «Это (снятие с должности гендиректора РОСИЗО. — М.М.) позволит ей (Волосатовой. — М.М.) сконцентрироваться на реализации создания музея в рамках культурного-образовательного комплекса и подготовить актуальную площадку для будущих масштабных выставочных и просветительских проектов филиала», — говорится в сообщении культурного ведомства.
Что успела сделать Татьяна Волосатова на посту главы РОСИЗО и на кого теперь оставит музейно-выставочный центр? Давайте обо всем по порядку. Первый год руководства выдался сложным — пандемия фактически заморозила всю выставочную деятельность. Несмотря на это, РОСИЗО успел отметиться в это нелегкое время несколькими культурными историями — помимо онлайн-выставок и работы с фондами (а в коллекции центра 42 тысячи экспонатов) в дни изоляции центр открывал микровыставки в специальных витринах в магазинах экономкласса. То есть сделал шаг навстречу зрителю, лишенному возможности пойти в музей.
И после пандемии вещи из фондов участвовали в масштабных сборных проектах — «Ненавсегда» или «Россия глазами художников» и других. А недавно завершилась большая выставка «Соцреализм. Метаморфозы. Советское искусство 1927–1987» в Западном крыле Третьяковки. Волосатова мечтала об отдельном музее соцреализма — это направление отечественного искусства, несмотря на весь политический контекст его появления и бытования, должно быть доступно широкому зрителю. Сейчас в России нет подобного музея. Кроме того, за время пандемии удалось отремонтировать историческое здание в Петроверигском переулке, которое прежде было в распоряжении Военно-исторического общества, и начать использовать его залы для проведения выставок.
У нового директора Ольги Галактионовой наверняка уйдет не один месяц, чтобы объехать все площадки (а это — штаб-квартира с выставочными залами в Петроверигском переулке, административное здание на Люблинке, реставрационные мастерские и хранилище на Профсоюзной, павильон «Книги» на ВДНХ, багетная мастерская в Малом Васильевском переулке, плюс филиал в Саратове), познакомиться с обширными фондами и штатом центра (около 200 человек). О новом руководителе РОСИЗО в музейной среде знают мало, по той простой причине, что до этого момента Галактионова занималась больше кинопроектами. Выпускница ГИТИСа с 2009 года до прошлой недели работала гендиректором кинокомпании «Галактика» — она знает толк в кадрах. И говорят, что Галактионова неплохой менеджер, но только время покажет, сможет ли менеджер из совсем другой среды профессионально рулить огромной музейной структурой, где требуется понимание всех тонкостей выставочной деятельности и вопросов реставрации.