Звезды отреагировали на банкротство «Госконцерта»: «Реагировали на желания Запада»

Крупнейшую историческую концертную организацию ликвидировали

Решение об упразднении «Госконцерта» приняло Московское управление Росимущества. Еще в октябре 2018 года Арбитражный суд Москвы признал его банкротом, так что спасти ситуацию уже было невозможно, несмотря на то, что, когда его директором стал Сергей Бунин, у него были весьма амбициозные планы, о чем он говорил во многочисленных интервью.

Крупнейшую историческую концертную организацию ликвидировали
Фото: Сергей Бунин.

В 2015 году «Госконцерт» даже выкупил внушительную часть активов «Русской Медиагруппы». Бунин тогда рассказывал о планах реорганизации деятельности предприятия, признавая – финансовые проблемы есть, но их корни в далеком прошлом и при новом взгляде на концертную деятельность все можно решить.

В разное время с «Госконцертом» сотрудничали Алла Пугачева, София Ротару, Иосиф Кобзон, Стас Намин и многие другие отечественные звезды. До распада СССР советские артисты были частыми гостями за рубежом, и для гастролей их отбирала именно эта организация. В 1956 году СССР готовился к грандиозному послевоенному событию – московскому Фестивалю молодежи и студентов. В город должны были приехать тысячи иностранцев, большинство среди них – артисты, танцоры, музыканты. Новое время требовало новых способов организации выступлений, и место устаревшего «Гастрольбюро» занял «Госконцерт». Фактически от него зависели все коллективы, которые хотели выехать за рубеж. «И балет Большого Театра по их линии выезжал, и Кировский театр, и Мариинка сегодняшняя. «Госконцерт» никогда не мог ничего предлагать, если там этого не хотели. Они всегда реагировали на то, что хочет Запад», – вспоминает Народный артист России Николай Тамразов.

В 1956 году Королевский балет Лондона прилетел в Москву, а труппа Большого театра – впервые за свою историю – давала концерты в столице Великобритании. Культурный обмен был важен не только для двух стран, но и для двух миров – капиталистического и социалистического как надежда на мир в самый разгар «холодной войны». «Я участвовала в самых первых гастролях Большого театра, это был 56-й год в Лондоне. Я помню, что после спектакля в зале стояла мертвая тишина, а потом – невероятные аплодисменты, которыми нас наградили», – вспоминает балерина, художественный руководитель ГАТ «Классический балет», Народная артистка РСФСР Наталия Касаткина. С тех пор советские артисты стали за границей частыми гостями. Западные зрители платили любые деньги, чтобы живьем увидеть певцов и танцоров из «империи зла», а советское правительство остро нуждалось в валюте. Особой сенсацией за рубежом стали выступления «Песняров». Тогда никто не остался в накладе: ни музыканты, ни «Госконцерт», ни американский импресарио ВИА Сидней Гаррис. «Он приехал в аэропорт нас провожать, встал на колени, стукнулся лбом об пол и сказал: «Спасибо, ребята, я на вас заработал миллион долларов», – вспоминал позже в мемуарах певец, музыкант, заслуженный артист Белорусской ССР Леонид Борткевич. Неудивительно, что именно Америка больше всего полюбила советских артистов: там проживали миллионы эмигрантов из России. С трепетом к русской культуре относились и Париж, и Лондон.

Конечно, артистов «Госконцерт» отбирал очень придирчиво. Участвовал в контроле и легендарный КГБ. За границей выступали сотни советских артистов, но еще многим тысячам нужно было организовать выступления дома, по Советскому Союзу. «У «Госконцерта» самого не было никаких артистов, - говорит Тамразов. - Он просто пользовался артистами «Москонцерта», «Росконцерта». У последнего были большие коллективы: эстрадные оркестры, ансамбли, а в «Москонцерте» - индивидуальные исполнители. Еще был «Союзконцерт», который занимался концертами по союзным республикам. У нас же было 15 республик. И если хотели отправить Кобзона на Украину, то документы шли не напрямую, а через «Союзконцерт».

Художественный совет был строгим и не всегда справедливым. Любого артиста, репертуар и верность партии строго оценивали: талантлив ли, соответствует ли идеологическим нормам. Одним из главных требований было исполнять песни только авторов, которые состояли в Союзе композиторов. Ну и выглядеть прилично, по-комсомольски. Артисту из глубинки попасть в «Москонцерт» было непросто: требовали столичную прописку, но если артист уже попал в какую-либо концертную организацию, прошел отбор и худсовет, то работа ему была обеспечена. И это было гарантией регулярных выступлений и гастролей.

Сегодня артисты с разными эмоциями вспоминают почившую в бозе организацию, и очевидно, что с логичными переменами во времени, пропала и необходимость в ее существовании. Сегодня у музыкального рынка свои законы, но в сложившейся мировой ситуации снова меняются и они. С новой волной коронавируса в России и введением довольно хаотичных и спонтанных мер многие организаторы больших летних мероприятий уже понесли колоссальные убытки. Последний и самый яркий пример – история с фестивалем «Дикая Мята», отмененным в день проведения.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру