В бывшее бомбоубежище, не так давно превращенное в свободную от любой коммерции и конъюнктуры галерею, нужно спускаться осторожно, чтобы не задеть головой низкие потолки. Зато внутри стоит спасительная прохлада, слышатся гул чаек и пахнет морской свежестью. Несколько залов занимают гигантские инсталляции, которые словно вырастают из стен. Евгения годами ткала свои гобелены из старой одежды, которую ей отдают знакомые – вместо того чтобы выбросить на помойку. Первый был создан еще в 2014 году, как раз тогда Ножкина «заболела» экотемой. Теперь ее трехкомнатная квартира в Воронеже забита тюками со старыми вещами, а дети помогают стирать и резать ткани, чтобы потом мама могла плести из них свои произведения искусства. Впрочем, художница только рада: таким образом она делает свой вклад в спасение человечества от мусора, что важнее, чем некоторые бытовые неудобства. Сама она видела немало ужасающих «новых ландшафтов», созданных человечеством из отходов. «Раньше мусор хотя бы закапывали и огораживали высокими заборами, а теперь стоит только выехать за черту города, и перед тобой весь этот ужас!», – говорит Евгения.
Голоса чаек и аромат освежителя воздуха «Морская свежесть» дополняют картину нового замусоренного мира. Ножкина давно заметила, что чаек — завсегдатаев любых мусорных гор — теперь можно увидеть не только на море. Все чаще птицы кружат в местах, где их прежде невозможно было встретить. А это сигнал для нас – еще один «звоночек», напоминающий о глобальной проблеме. Последний год мусорные ландшафты образуются из использованных масок, и Ножкина теперь собирает защитные средства, чтобы сделать из них новый масштабный гобелен.
– Эти необозримые тонны отходов скоро будет некуда вывозить, и нас как лавиной начнет накрывать «пятой стихией». Проблема эта касается каждого, и только все вместе мы можем решить это проблему. Здесь каждый должен начать с себя, задуматься, остановиться. Существуют центры, где принимают одежду для беженцев и бездомных, например. И вместо того чтобы выращивать новые горы мусора, лучше отдать ненужную одежду нуждающимся, – говорит она.
Гобелены Ножкиной можно рассматривать часами. Разные ткани, сотканные воедино, образуют интересные узоры, в которых каждый увидит свое – силуэт животного, человеческий профиль или загадочные символы. Вторая жизнь мусора – в искусстве – эстетична и образна. Не то что заваленные отходами поля.