Юбилейные премии «Хрустальная Турандот» унесли Аронова, Женовач и Крымов

«Нам для вас хрусталя не жалко»

Воскресным вечером в подмосковном Архангельском вручили театральную премию «Хрустальная Турандот». Бывшая усадьба графа Юсупова во всем своём дворцово-парковом великолепии чрезвычайно шла китайской принцессе, которая в этом году отметила 30-летие. Возраст расцвета женской красоты и начала мудрости. Что и было явлено ее величеством театральной публике.

«Нам для вас хрусталя не жалко»

Судя по тому, какой гость подходит к специально отведённому месту перед дворцом, можно догадаться, кого Турандот в этот раз назовёт «лучшим/лучшей» и одарит увесистым изваянием из хрусталя. «Для вас нам хрусталя не жалко», — скажет собравшимся в начале церемонии основатель и руководитель премии Борис Беленький. В этот вечер он станет Звездочетом. 

Птенцы Табакова — Евгений Миронов, Владимир Машков, каждый из которых уже возглавляет театр, занимают места в разных рядах, но почему то под номером 13 — в жизни обоих число не случайное. Один поставил феерический спектакль с таким названием, другой феерично в нем сыграл. Мария Аронова с сыном Владиславом Гандарабурой — значит, «Мертвые души» что-то получат. Тут же Дмитрий Крымов: у него в сезоне два громких спектакля — интересно какой возьмёт «Турандот»? Олеся Железняк из «Ленкома» с директором театра Марком Варшавером — оба могут за многое получить.

Другой лидер директорского корпуса театральной Москвы — Кирилл Крок, который к 100-летию Вахтанговского восстанавливает родовой дом Евгения Багратионовича во Владикавказе. Участники спектакля «Заговор чувств» с Сергеем Женовачом и Александром Боровским — жди наград, но кому из них? Для полноты впечатлений — среди известных лиц фланирует молодой человек, одетый космонавтом — к чему бы это? Немного терпения: тайну знает одна принцесса Турандот, которая в девять вечера поднимется на импровизированную сцену под шатром. Шатровые своды раскинули на случай дождя, но его, как незваного гостя, на «Турандот» и  не ждут.

И вот первая мизансцена вечернего представления, объясняющая, кто есть кто в этом спектакле и в этой игре. Ведь любая премия — игра,  разница в степени ее честности.  30-летняя Турандот постаралась быть справедливой. Она в блестящем, переливающемся золотом платье восседает на троне — актриса Марина Есипенко, много лет в Вахтанговском театре игравшая знаменитую  китайскую  принцессу. 

Справа от неё — Звездочет, а подле — тот самый юный космонавт, который декламирует, что: 

Самых достойных,

С восторгом сейчас,

Хрустальная ждёт Турандот.

Аплодисменты. Космонавтом окажется 30 -летний артист театра оперетты Александр Бабик. В год 60-летия полёта в космос Гагарина театральный космонавт при принцессе Турандот станет верным пажем и исполнителем опереточных куплетов, а также вполне удачно впишется в театральное созвездие. 

30-я «Турандот» почти обойдётся без пафоса, все получанты и вручанты будут шутить и веселить профессиональную публику, что не так-то просто сделать. 

— Мы 30 лет идём по этому трудному пути, — говорит Зведочет Беленький, открывая церемонию и обращаясь к артистам, режиссерам. — Вы же открываете в человеке человека. Наполняете светом его душу. 

— Я сама не могу поверить — уже 30 лет! — восклицает театральная Турандот. — Но мы, принцессы, не подвластны времени.

— Первая хрустальная статуэтка вручается впервые и названа премией имени Юрия Лужкова — за менеджмент. Ее получает лучший в этой области Кириллу Крок за воплощение безумной идеи — восстановить Дом Вахтангова во Владикавказе. Сергей Новиков из администрации президента называет проект «несбыточной историей». Крок вспоминает:

— Когда я пришёл в администрацию президента, Сергей спросил: «Ты никогда не расселял коммуналки?» — «Нет», ответил я. — «Ты меня ещё вспомнишь». Я эти слова никогда не забуду». На сегодняшний момент все 13 коммуналок в фамильном доме Вахтанговых расселены, вовсю идёт его реконструкция и, как обещает Крок, весной будущего года его откроют.

Вторая «Турандот» достаётся семейному дуэту – Мария Аронова и Владислав  Гандрабура, за спектакль «Мертвые души». Вручавший приз Валерий Гаркалин, рассказав притчу про китайский сад, жизнь, смерть и опавшие листья, растерянно признался: «Маша, я  не знаю, как ты это делаешь». Надо заметить, что ни он один не понимает, как артистка в одном спектакле на скорости играет 17 ролей. Она — Гоголь, Чичиков, причём в разном возрасте, все помещики, к которым приезжает предприимчивый прохвост, а также генерал, дама, приятная во всех отношениях и так далее. 

Аронова в белых брюках, рубашке, элегантная, на церемонию пришла со своим  папой,  с папой Владика, оказавшимся прекрасным партнёром на сцене, и  вспомнила пандемию, будь она неладна.  

— Я сижу дома, пеку пироги, делаю плов, а мне ещё за это деньги платят. Спасибо дирекции нашего театра. 

Пандемия показала разный уровень работы директоров театров. На «Турандот» присутствуют лучшие — Мария Ревякина из Театра Наций, Кирилл Крок, Андрей Воробьев из «Мастерской Петра Фоменко», Марк Варшавер из «Ленкома». Последний также отмечен благосклонностью принцессы, но об этом — ниже. Пока же у трона Турандот играет зажигательный дуэт — баян  и труба — молодые лауреаты и победители музыкальных конкурсов Айдар Салахов и Ильяс Невретдинов. 

Обладатель премии за «Лучшую мужскую  роль» — Владислав Миллер из «Табакерки», оказавшийся самым молодым  Хлестаковым  в истории отечественного театра, признается славами своего героя: «Господа, я никогда не был так принят, как здесь». Шутка прошла. 

«Лучшей женской ролью» названа Голда из «Поминальной молитвы» в исполнении Олеси Железняк. Ректор ГИТИСа, который закончила актриса, Григорий Заславский, вручая ей хрустальную статуэтку, констатирует — только истинному таланту под силу одолеть путь от комедии, где Железняк — королева, до трагедии.

Очень кстати тут пришлись куплеты опереточного космонавта из «Сильвы»: «Без женщин жить нельзя на свете, нет! В них солнце мая, в них души расцвет». Без таких, как Железняк, Аронова, а также прекрасно певших на церемонии Екатерины Гусевой и Нины Шацкой — точно жить невозможно.  Кстати, «Поминальная молитва» из «Ленкома» забрала ещё одну «Турандот» — за восстановление театрального шедевра Марка Захарова. Приз получает директор Марк Варшавер, который, по словам Алексея Шапошникова из Мосгордумы, сделал многое  для того, чтобы власти города поддержали театры, библиотеки, музеи в трудное пандемическое время. 

Шестую Турандот — «Лучшая работа режиссера» — забирает Сергей Женовач за «Заговор чувств» в МХТ им. Чехова. Как человек команды, Сергей Васильевич вспоминает всех причастных к успеху: «В хорошем театре важно сочинять спектакль командой, когда уже не понимаешь, кто что придумал». Вручавший ему приз Алексей Бородин только подтвердил его слова, однако уточнил, что в театре при строительстве важнее всего понимать «как сохранять самого себя?». 

В номинации «Лучший спектакль» капризная Турандот решила не рвать себе сердца и, отказавшись от выбора, предпочла назвать сразу два спектакля — «Горбачёв» в Театре Наций и «Моцарт Дон Жуан. Генеральная репетиция» в «Мастерской Пётра Фоменко». Получавший приз исполнитель роли Михаила Горбачева Евгений Миронов рассказывает:

— Это единственный спектакль, который мы делали без режиссера. Репетировали  с Алвисом Херманисом в Zoom, все создавало сплошные проблемы. Потом я поехал к нему в Латвию: на границе снова проблемы, пограничники говорили мне: «Андрей, вы не волнуйтесь, все будет в порядке». Я зашёл в кафе, и буфетчица закричала своей подруге: «Люсь, смотри Миронов». А та: «С ума сошла? Он же умер». Но мы так хотели сделать спектакль и признаться в любви этой паре, что никакие препятствия нам не помешали. 

Виталий Игнатенко, выступивший в роли вручанта, напомнил слова Горбачева, которыми, собственно, заканчивается спектакль: «В жизни важно сохранять демократический вектор направленности. Если сойдём с него, ничего не будет». 

Автор второго «Лучшего спектакля» Дмитрий Крымов произносит похвалу театру вообще, а не только Фоменко, где выпустил «Дон Жуана» по Моцарту периода репетиций и порывается взять последнюю статуэтку из хрусталя, сиротливо стоявшую на столе. И это — последняя загадка  Турандот. Кому же она достанется?

Как кому — самой Турандот, то есть Марине Есипенко. И заслуженно!

Олеся Железняк, Мария Аронова и другие на "Хрустальной Турандот"

Олеся Железняк, Мария Аронова и другие на "Хрустальной Турандот"

Смотрите фотогалерею по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28563 от 22 июня 2021

Заголовок в газете: «Хрустальной Турандот» стукнуло тридцать

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру