Возлюбленная Золотухина рассказала, как он вживался в сложные роли

21 июня выдающемуся актеру исполнилось бы 80 лет

В советское время Валерий Золотухин стал звездой кинематографа. В современной России он не менее часто появлялся на экране, причем в самых неожиданных амплуа. Зрителям он одинаково полюбился в образе красноармейца Бумбараша, свифтовского Бена Ганна, пушкинского Моцарта, вампира и даже главного злодея XX века Адольфа Гитлера. А еще Золотухин исполнил киношлягер «Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь» в культовой комедии Леонида Гайдая.

Параллельно с работой в кино Валерий Золотухин продолжал служение Мельпомене, исполнив десятки ролей в Театре на Таганке и заняв уже в почтенном возрасте пост директора и художественного руководителя этого театра.

Несомненно, Валерий Сергеевич сделал бы еще больше для отечественной культуры и всей страны, если бы не тяжелая болезнь, оборвавшая его жизнь в марте 2013 года.

Сегодня, в день рождения артиста, мы вспоминаем о нем, беседуя с его последней спутницей жизни актрисой Ириной Линдт.

21 июня выдающемуся актеру исполнилось бы 80 лет
Фото: Иван Линдт

Трудолюбие — тоже определенный «ген»

— Ирина, Валерий Сергеевич родился в простой крестьянской семье, но сделал блестящую карьеру. Были ли в СССР «социальные лифты» и всё ли от них зависело в судьбе Золотухина?

— Я в этом вопросе фаталист. У каждого есть предназначение, есть судьба. Но многое зависит от среды, в которую человек попадает: развивается, растет. Но важна и данность от мамы с папой, от природы, что-то заложено и ведет человека всю жизнь, заставляет выбирать путь. А дальше, как говорят, «счастье — это дело судьбы, ума и характера». Если к таланту прибавляется трудолюбие, а это тоже определенный «ген», тогда человек достигает результата.

— Он для вас был в первую очередь актером театра или кинозвездой?

— Для меня актер, работающий только в кино, — не совсем актер. Кино — это искусство, где соединяются и свет, и камера, и построение кадра. В фильме актера можно «сделать». Театр же — это живое искусство, на сцене ты стоишь таким, какой ты есть. Все ресурсы, которыми ты обладаешь — ты сам. Поэтому судить о величине артиста можно только по его ролям в театре. Хотя, конечно, киноиндустрия приносит бо`льшую популярность. И по многим звездам, если задавать вопрос, что вы видели в театре у него — поклонники ничего не смогут ответить.

— Какая ваша любимая роль Валерия Сергеевича в театре?

— Мне довелось увидеть комедию Юрия Любимова «Живой», где ему досталась роль Кузькина. Это невероятная постановка с потрясающим ансамблем корифеев «Таганки». Ее можно было смотреть бесконечно и смеяться до слез. Там сама природа артистов, их талант были в первозданном виде. Вообще наш театр — режиссерский, многие постановки и роли Юрий Петрович «застраивал», а вот спектакль «Живой» невозможно было «застроить».

«Бумбараш».

От Бумбараша до Моцарта

— Когда мы смотрим пятую часть кукольного «Волшебника Изумрудного города», Гудвин говорит голосом Золотухина. Он же — рассказчик в старом добром мультике «Вершки и корешки». И один из тех, кто играл в новогоднем мюзикле «Чародеи», в киноленте 1982 года «Остров сокровищ». Насколько важным для него было участие в проектах, адресованных юному зрителю?

— Он очень любил детей, хотя в его репертуаре не так много фильмов, рассчитанных на детскую и подростковую аудиторию. Насколько я могу судить по его общению с Иваном (сын Золотухина и Ирины Линдт. — Прим. И.В.), он считал, что ребенка нужно воспитывать на сказках, классической литературе, на наших советских мультфильмах.

— А какое киновоплощение Золотухина, на ваш взгляд, самое ценное?

— Классика это, конечно, Бумбараш. Одноименный фильм, снятый по повести Аркадия Гайдара, будут смотреть всегда, ставить спектакли по мотивам, такие как знаменитые «Страсти по Бумбарашу». Сам образ теперь связан с фамилией Золотухина. Хотя он прекрасно играл и в «Маленьких трагедиях» у Михаила Швейцера. Это действительно невероятно широкий диапазон — от Бумбараша до Моцарта.

«Маленькие трагедии».

— В новой российской реальности режиссеры постоянно приглашали на съемки Валерия Золотухина. В 2000-е ему довелось быть даже Адольфом Гитлером в мини-сериале «Приказано уничтожить! Операция: «Китайская шкатулка». Насколько трудно Валерию Сергеевичу было вжиться в образ нацистского диктатора?

— Для профессионала не существует такого понятия, как «трудно вжиться». Самые сложные роли вызывают наибольший азарт. Я помню, как он долго учил немецкий текст. Текст на чужом языке нужно знать так бегло, чтобы он тебя не держал. Это был совсем небольшой эпизод, но он очень «выстрелил».

«Утомленные солнцем-2».

— В киноэпопее Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2. Предстояние» появление Валерия Золотухина на экране тоже, казалось бы, было эпизодическим. Но очень драматичным.

— И «Утомленные солнцем», и «Ночной дозор» позволили проявить одно из главных качеств, присущих Валерию Золотухину, — огромную душу и доброе сердце. В таких трогательных моментах, как сцена бомбежки фашистами баржи с беженцами (капитаном которой был Пендюрин/Золотухин. — Прим. И.В.), актер, в метафорическом смысле, становится как бы голым. Именно в таких небольших сценах мы смогли увидеть Золотухина-человека.

— «Дозоры» отразили тектонические сдвиги, произошедшие в нашем сознании. Полвека назад в кинореальности могли возникнуть разве что фольклорный Кощей Бессмертный или гоголевская ведьма-панночка. Потом же пришло время вампиров, оборотней и вурдалаков. Это всё немного американские «штучки», но Золотухин и в окружении героев ужастиков смотрелся органично. Как такое возможно?

— Хороший артист — это не артист одной роли. Он способен существовать в любом жанре и быть на своем месте в советской картине и в современной. Валерий Сергеевич не выбивался из нового ритма. Не было никакого контраста между ним и молодыми коллегами — наоборот, в нем была какая-то особенная сила.

«Ночной дозор».

Нет места на земле, где его не знают

— Какая роль была для Золотухина последней?

— Помню, он до последнего ездил, снимался в сериале «Повороты судьбы» в Киеве. Я встретила его на вокзале, когда уже проявлялись симптомы болезни.

— Валерий Золотухин — советский или российский актер?

Думаю, что российский актер включает в себя и «советский», это более масштабное явление. А «советский» — это только советский. Так что он российский в плане страны, хотя его знали не только в России.

— Вся страна полюбила песню «Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь», а «Ой, мороз, мороз», исполненная Золотухиным в «Хозяине тайги», вообще стала восприниматься как народная. В чем секрет этого феноменального успеха?

— Валерий обладал узнаваемым тембром. Но главная сила его вокального искусства заключалась в темпераменте. Благодаря мощи и энергии пение было очень запоминающимся. Кстати, не только «Ой, мороз, мороз», но и песня «Ходят кони над рекою» фактически стала народной. Эти песни были не спеты по нотам, а сыграны, прожиты, и поэтому не могли никого оставить равнодушным.

Валерий любил рассказывать байку. Раньше записывающая аппаратура была крайне чувствительной. И когда он приходил на студию, и по смене звукорежиссеры передавали друг другу рабочее место, они оставляли на пульте записку: «Осторожно, Золотухин!» Когда он включал все свои децибелы, что-то там выбивало в технике.

— Было ли к нему постоянно приковано внимание публики? Можно ли было с ним, например, пройтись по улице и никому не дать автограф?

— Его узнавали везде, и до сих пор, даже когда я появляюсь где-нибудь, подходят люди. Сегодня узнают его сына, потому что Ваня очень похож на отца. Мы недавно вернулись из Крыма, где нашелся друг из Быстрого истока (село на Алтае, где вырос Золотухин. — Прим. И.В). Такое ощущение, что нет места на земле, где его не знают. Знали все: от бомжей, тянувших руку, чтобы поздороваться с народным артистом, до представителей высших кругов.

— Как сохраняется память о Золотухине в наши дни? Кто продолжает начатое им дело?

— Память поддерживается с особым трепетом у него на родине. Для земляков — он кумир. В Алтайском крае есть Театр имени Золотухина, музей и творческий центр, названный в его честь.

В Москве продолжается начатая им еще при жизни работа с детьми. В этом году Культурный фонд Валерия Золотухина и Детский театральный центр «Премьера» при поддержке Фонда президентских грантов осуществили премьеру «Истории одного городка» во МХАТе им. Горького. Иван сыграл там одну из главных ролей, он твердо решил идти по стопам отца. И это — главное продолжение.

— Расскажите о семейных традициях, связанных с празднованием его дня рождения. Чем 21 июня отличалось от других дней календаря?

— Особых традиций не было. Он не любил больших торжеств, не любил кому-то доставлять беспокойство. Никогда из своей персоны не делал предмета всеобщих забот и хлопот. По-семейному поздравляли, готовили что-то особенное, но все было очень скромно и просто.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28562 от 21 июня 2021

Заголовок в газете: Осторожно, Золотухин!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру