Петр Домалевски не раз представлял свои картины в России. Теперь его героиней стала семнадцатилетняя Оли из небольшого польского городка. В главной роли дебютировала очень способная двадцатилетняя актриса Зофья Стафей. Девушка живет с матерью и братом-инвалидом. Ее отец на заработках в другой благополучной стране. Где именно — не так уж и важно. Таких, как он, - миллионы. Они зарабатывают деньги, чтобы обеспечить семьи, никогда не возвращаются и становится чужим для собственных детей. Оли толком не знает отца. Единственное, что ее волнует, это то, что он пообещал купить ей машину. И только когда отец погибнет в результате несчастного случая на производстве, все изменится. Оли отправится в чужую страну, чтобы перевезти прах на родину. Больше некому. Только в Ирландии выяснится, что ничего Оли об отце не знает, как и многие другие дети, чьи отцы работают вдали от дома. Даже в морге она не сможет назвать его особые приметы, чтобы опознать тело. У отца, как выясняется, была отдельная от них жизнь, другая женщина, с которой Оли встретится. Получилась минималистичная, близкая к документальной стилистике и очень актуальная, отлично сыгранная картина.
Второе место (здесь как в спорте распределяются награды) получил фильм «Снега больше не будет» Малгожаты Шумовски. Массажист Женя из Припяти, роль которого сыграл британский актер и уроженец Киева Алек Утгофф, тоже приезжает на заработки, но уже в Польшу из Украины. Каждый день с утра и до вечера он проводит в элитном поселке, врачуя под музыку Шостаковича клиентов. Его руки способны снимать боль, исцелять не только тела, но и души. Сильный и экзотичный Женя отличается от мужчин, населяющих этот благополучный островок, расположенный в стороне от большого города. Многие пациентки испытывают к своему массажисту влечение. И Женя, родившийся в чернобыльской зоне спустя семь лет после катастрофы на АЭС, становится их властелином. В картине снимались прекрасные польские актрисы Агата Кулеша и Катажина Фигура. Все роли хороши, а типажи узнаваемы.
Третье место — у «Марийки» Дарьи Вошек «за всепобеждающую женственность». Ее героиней стала пятидесятилетняя Мария — одинокая сотрудница супермаркета, квартира которой заставлена статуэтками Девы Марии. Жизнь идет, и ничего примечательного не происходит: чуть-чуть мартини по вечерам, ванны при свечах, чтение любовных романов. Только гормональная терапия придаст унылому существованию особенный вкус.
Жюри уравновесило лимит призового фонда спецдипломом Давиду Огроднику за исполнение главной мужской роли в фильме «Икар. История Метека Коша» Мацея Пепшицы. Он основан на биографии знаменитого польского пианиста и композитора Мечислова Коша, в детстве потерявшего зрение и оказавшегося на попечении монахинь. Музыка стала его спасением, но от ранней гибели не уберегла. Кош победил в международном конкурсе, достиг высот в джазе. В его жизни появился человек, способный все изменить. Но в 29 лет он умер. Возможно, это был добровольный выбор. 35-летний актер Давид Огродник, сыгравший главную роль, известен по оскароносной «Иде» Павла Павликовского, последней картине польского классика Ежи Сколимовского «11 минут», «Олегу» Юриса Курсиетиса (Латвия-Литва-Бельгия-Франция), премьера которого состоялась на Каннском кинофестивале.
Во внеконкурсной программе «Женский взгляд», а он присутствовал как никогда весомо во всех фестивальных секциях, показали триллер «Прибежище» Ренаты Габриельски, снятый в копродукции Польши и Люксембурга. Ани и Том — молодые люди из США — путешествуют по французскому захолустью. Деньги у них заканчиваются, и они находят работу в живописном и уединенном поместье, где происходят загадочные события. В книжном шкафу у хозяина стоят книги и чистыми страницами, а в отдаленном уголке сада обнаруживаются захоронения то ли людей, то ли собак. Собаки там вообще мистические. Рядом с домом — цветущее лавандовое поле, куда проход запрещен. По ночам там появляются люди, напоминающие мертвецов. Роль хозяина дома сыграл колоритный шотландский актер Стивен Брэнд. В небольшой роли медицинского работника снялась польская звезда Йоанна Кулиг, которая так прекрасна в «Холодной войне» и «Иде» Павла Павликовского. В «Прибежище» ее сразу не узнаешь. Фотогению не убьешь, но роль проходная, как это бывает, когда звезду национальной кинематографии приглашают в международные проекты.
В короткометражной программе «Короче говоря» участвовала картина «Марцель» Марицина Микульски Студии Мунка. Ее герой, которого сыграл 35-летний актер Петр Журавски, - ничем не примечательный человек. Марцель живет один, наблюдает из окна за происходящим в чужой квартире. Он теряет работу и непонятно на что существует. Его фраза «Моя жизнь стала напоминать польскую психологическую драму» вызывает бурную реакцию зала. Показ 26-минутной картины, половина которой прошла как немое кино, поскольку звук пропал и восстановить его не удалось, предлагали приостановить. Однако зрители потребовали продолжения. Всем было интересно, чем закончится история несчастного безработного, его встреча с женщиной, за которой он наблюдал из окна. Так и смотрели без звука, что само по себе удивительно. Все емко и понятно без слов Двадцатиминутная документальная картина «Конец сезона» Станислава Цуске той же Студии Мунка, представленной отдельным блоком, - зарисовка о пожилых супругах, отправившихся в ностальгический тур по озерам, где они провели свои лучшие дни. Слова им не нужны. Герои в основном молчат, каждый из них думает о своем. Сразу не поймешь, актеры перед нами или реальные люди. Старик немного наигрывает, а вот его жена выразительна и органична. Камера позволяет любоваться ее возрастом, следами прожитой жизни. Редко такую удивительную героиню увидишь в кино, хотя на фестивале было много женских открытий.