Сериал канала НТВ «Случайный кадр» является российской версией испанского формата Acusados. Правда, в нашей версии испанская только сценарная схема, по которой политик с темным прошлым становится подозреваемым в преступлении. Все остальное написанный с нуля оригинальный сценарий, где немало лихих сюжетных поворотов.
Сериал был снят еще в 2019 году, но дошел до экрана только сейчас. Впрочем, приключения, которые выпали съемочной группе под руководством режиссера Ильи Максимова, не забываются до сих пор. Актерам пришлось довольно быстро ездить на машинах по трассе под Минском, гореть в ночном клубе под присмотром пожарных, конечно же, мерзнуть на двадцатиградусном морозе, который по старой киношной традиции ударил, естественно, в день, когда были натурные съемки.
Для Ильи Максимова этот сериал далеко не первый теледетектив (он снимал несколько сезонов «Адвоката», «По горячим следам», «Шпионские игры» и другие картины), но по мере того, как меняются реалии российской сериальной индустрии, к классическому жанру появляются новые требования. «МК» обсудил с Ильей Максимовым звездную репутацию, актерские хитрости и откровенные сцены.
— Со сценариями, которые нужно адаптировать, наверное, непросто работать. С одной стороны, у вас все есть, но в то же время ничего нет, потому что нероссийское нужно сделать российским. Какие у вас были трудности с адаптацией испанского формата?
— Продюсеры поступили очень хитро. О том, что есть испанская версия сериала, я узнал, уже когда все снял и смонтировал. И только когда уже готовились титры, я увидел надпись, что все снято по лицензии. Испанского сериала я не видел и снимал «Случайный кадр» как абсолютно автономный проект, совершенно не представляя, что делаю адаптацию.
— Испанский аналог вы так и не посмотрели?
— Уже потом, когда все выяснилось, мы с Еленой Лядовой нашли в Интернете этот сериал и посмотрели. Могу сказать, что в сравнении с нашим он, конечно, попроще. Видимо, лицензионной была только сценарная схема о людях во власти. Все остальное было написано нашими ребятами исходя из местных реалий.
— У вас немалый опыт по части съемок теледетективов. Этот жанр по-прежнему популярен, и к таким проектам всегда есть интерес. На ваш взгляд, современные сериальные детективы сильно отличаются от тех, что снимали лет двадцать назад?
— Мне на руку работает то, что сейчас появились разные платформы. И продюсеры, и каналы начинают избавляться от уже привычной напускной чопорности, поэтому в художественном плане у меня сейчас в куда большей мере, чем раньше, развязаны руки. В «Случайном кадре» я снял довольно откровенные сцены, потому что хотел показать, что власть и секс сильно связаны. Я и прежде пытался приблизить происходящее в кадре к тому, как на самом деле живут люди, но приходилось многое вырезать. Вот раньше, например, нельзя было показывать со спины голого мужчину, даже на общем плане. Сейчас можно.
Вообще, когда мы делали этот сериал, то в голове я держал итальянский сериал «Спрут», который смотрел еще в детстве. Там тоже коррумпированная власть, нечистые на руку адвокаты. В одном из откликов на наш сериал кто-то даже перевел на итальянский название партии «Наше дело», которую возглавляет герой Михаила Пореченкова, и получилось Cosa Nostra, а так называют сицилийскую мафию. Вот так все переплелось.
— В сериале довольно много звезд, и некоторые из них играют непривычные для себя роли. Вот Елена Лядова, по-моему, еще не играла следователей…
— Да, это ее первая роль следователя. Вообще я очень благодарен продюсерам Юлии Сумачевой и Тимуру Вайнштейну, которые мне предоставили полный карт-бланш в плане актеров. Я пришел со своим кастингом, и всех, кого попросил, мне дали. Я очень горжусь, что сумел собрать таких актеров на съемочной площадке. Актерам очень важно взаимодействовать друг с другом, и когда они все встретились на съемках, то, конечно, почувствовали всю мощь своей команды, и в итоге образы получились очень сильными. В сериале нет плохих и хороших, у всех скелеты в шкафу, что делает героев не плоскими.
— Лядова сразу согласилась играть следователя?
— Нет, конечно. Мы встречались в ресторанах, я подробно рассказывал про проект. Так было и с Михаилом Пореченковым. Известные актеры, как правило, очень внимательно относятся к тому, кто будет их снимать. Так что это был скорее кастинг меня. Но, наверное, я искренне смотрел в глаза, говорил правильные вещи, и в итоге все сложилось.
— Многие режиссеры иногда жалуются на то, что опытные актеры часто тащат на съемочную площадку своего рода шлейф прежних ролей. Когда вы снимали «Случайный кадр», у вас не возникало эффекта дежа вю, как будто вы видели эти образы в других проектах?
— Артист, а особенно опытный, хорошо знает и свои сильные стороны, и моменты, которые у него не очень хорошо получаются. И, естественно, он всегда делает ставку на то, что его привело к успеху, что запомнилось людям. Это действительно может тянуться из фильма в фильм, и некоторые актеры на протяжении долгого времени как будто играют одну роль. Но этот сериал устроен так, что все герои меняются по ходу действа и могут превращаться не в тех, за кого они себя выдавали раньше. Поэтому интегрировать в такого персонажа какую-нибудь свою прошлую роль довольно трудно. Так что мы не взяли Пореченкова, например, из «Ликвидации». Хотя Михаил помнит, что фильм «Ликвидация» во многом привел его к успеху, и предлагал мне идеи по поводу своего героя в «Случайном кадре». И некоторые его предложения по радикальному изменению его персонажа мы использовали, так что к финалу получится совсем другой Борис Бобров.
— Любители известных фамилий, наверное, обратили внимание на Веру Панфилову, дочь лидера «Алисы» Константина Кинчева…
— Да, она играет одного из центральных персонажей, и, по-моему, это ее первая большая роль. Буду очень рад, если она поспособствует ее карьере. Вообще у нас в проекте много молодежи, не то чтобы мы одними звездами закрылись. Хотя сейчас так сложно понять, кто звезда, а кто не очень. Наверное, когда кто-то начинает много денег просить, то, значит, это звезда.
— Вы, наверное, за годы работы уже знаете, чего от какого актера или актрисы можно ожидать?
— Конечно, у артистов есть репутация. Этот запойный, а этот текст правит на площадке. Очень много историй, когда работа вставала, потому что актер утром съемочного дня вдруг решал, что сценарий плохой, вызывал продюсеров, сценаристов, требовал переписать его сцены. Но на этот раз вроде бы все было нормально.
— Вы и сами иногда играете эпизодические роли, но в «Случайном кадре» для вас такой работы, видимо, не нашлось…
— В начале моей карьеры я иногда попадал в кадр, но быстро с этим завязал, все-таки это не мой хлеб. Сейчас я в актерские дела не лезу, хотя, наверное, мог бы.
— Сейчас многие смотрят на нашу сериальную индустрию с большим оптимизмом. Вот еще немного, и хороших проектов будет больше, чем плохих, и показывать их будут даже за границей. Все и правда так хорошо?
— Что-то, конечно, изменилось, но не то чтобы сильно. Появились новые рынки, но вот руководят ими те же люди. В художественном плане изменений больше. Например, сейчас есть возможность снимать фильмы о том, о чем раньше не снимали. Хотя запретные сюжеты все равно остались, например, война на Кавказе, некоторые политические вещи. Но будем надеяться, что со временем на платформах появятся проекты и на эти темы.