Итак, место встречи — Театральная площадь, Большой театр — изменить нельзя. Сбор в 12.45 у фонтана. За 15 минут надо успеть получить и настроить наушники — и вперед за тремя барышнями, которые по виду ни дать ни взять старшеклассницы. На самом деле Рита, Настя и Надежда оканчивают первый курс ГИТИСа, продюсерский факультет. Наш маршрут носит имя Турандот, китайской принцессы, известной своей жестокостью. Красотка лишила голов многих претендентов на ее руку и сердце. Но не о ней речь, а о Евгении Вахтангове, которого сравнивают с огнем, упавшим с неба. В самом деле что о нем известно, кроме того, что он основал в Москве театр и прожил очень короткую, но яркую жизнь — умер в 39 лет? Вот аудиобродилка в постановке Владимира Бельдияна призвана рассказать об этой удивительной личности и, по сути, признаться ему в любви.
Между Исторической и Новой сценой Большого театра узнаем, как в начале века Вахтангов приехал в Москву, потому что не поступил в коммерческое училище в Риге. Шансов задержаться в Первопрестольной у него мало, и он пишет наверх прошение, чтобы ему позволили учиться сначала на естественном факультете Московского университета. Позволили. Но страсть к театру оказалась сильнее.
Так, например, в 1905 году он обвенчался со своей будущей супругой — Надеждой Михайловной — в храме Бориса и Глеба и супруги отправились не в ресторан, а в Художественный театр на «Чайку».
Об этом узнаю по дороге в Камергерский переулок.
— Что, вы режиссировать хотите? — спрашивает директор Художественного молодого артиста. Тот говорит, что, естественно, хочет попробовать силы, и Немирович-Данченко предлагает ему сорок рублей, поскольку пятьдесят, как Болеславскому, платить не может. — Слишком много просите.
А Вахтангов, которого отец лишил содержания, и тому рад. За директора Художественного театра говорит нынешний директор Вахтанговского Кирилл Крок, а за Станиславского строгим голосом ответит худрук Вахтанговского Римас Туминас.
В променаде участвуют практически все ведущие артисты театра. Вернее, их голоса. Одних рассказчиков здесь пять. И каких! Максим Суханов, Евгений Князев, Игорь Карташов, Алексей Кузнецов. В роли Вахтангова — молодой, очень талантливый актер и музыкант Юрий Цокуров. Других исторических персонажей озвучили Ирина Купченко (жена Вахтангова), Сергей Маковецкий (Леопольд Сулержицкий), Олег Макаров (Михаил Чехов), Юлия Рутберг (Серафима Бирман), Анна Дубровская (Софья Гиацинтова), Владимир Симонов (Сушкевич) и Владимир Логвинов (Болеславский). К спектаклю привлечены актеры со стороны — Геннадий Хазанов в роли жестокого критика и Виктор Сухоруков в роли актера «Габима». Поскольку запись аудиоспектакля начали еще во время первого карантина, то успел записаться Василий Семенович Лановой. Наш поход по Москве сопровождает его прекрасный голос: рассказывает про начавшуюся Первую мировую, про еврейскую студию «Габима». Она располагалась в Малом Кисловском переулке. И вот мы уже заходим во дворик, желтые стены которого увешаны — нет, не памятными табличками, а исключительно офисными. Одна на одной тут адвокатские конторы, торговые.
— Вы знаете, что здесь располагалось в начале прошлого века? — спрашиваю я двух девушек, курящих во время рабочего дня.
Те удивились, ничего не ответили, хотя с фасада прикреплена табличка, что во второй половине XIX века здесь находился знаменитый московский театр Секретарева, так называемая Секретаревка.
Вообще много чего интересного можно увидеть и услышать по «Пути Турандот»: как Вахтангов ставил свои спектакли, как Станиславский разгромил его первую постановку, как вмешивался в последующие. Но это творческий конфликт великого учителя с великим учеником — неизбежность любого творческого процесса.
От лица актрисы Лидии Дейкун Мария Аронова поет: «Паду ли я, стрелой пронзенный?» А Людмила Максакова, которая озвучивает актрису Ольгу Пыжову, рассказывает про нахальство Вахтангова, который, придя к ней в дом, нахально развалился на кровати и так режиссировал мизансцену.
Контрастный, противоречивый характер, перепады в настроении — это все Вахтангов. Молодой, еще до основания Мансуровской студии. И он же — яростный перфекционист, который добивается от своих учеников актерской отточенности. Он еще не знает, что будет сражен страшной болезнью и свои лучшие спектакли выпустит смертельно больным, когда его на репетиции будут приносить на санитарных носилках.
А в доме №3 по Газетному переулку жил Михаил Чехов, племянник писателя Чехова. Его Вахтангов будет продавать (разумеется, в шутку), когда студии «Габимы» не будет хватать денег, он устроит аукцион.
Интересно смотреть не реакцию мимо идущих людей: большинство обращает внимание на барышень в накидках, бомж, который загорает на лавочке, что-то кричит вдогонку и подмигивает мне. Но народ, в принципе, не очень-то любопытен.
Переходим Арбат. Сопровождающие указывают на кинотеатр «Художественный», где когда-то располагался тот самый храм Бориса и Глеба. И вот уже прямая до театра Вахтангова, в бывший особняк Берга. Финальная часть возле памятника Вахтангову — его открыли в сентябре прошлого года. Памятник юному Вахтангову, путешествующему по Крыму не то в 1913-м, не то в 1914 году, уже стал излюбленным местом, где москвичи и гости столицы делают фотографии на память. А за его спиной бронзовый занавес, на котором выбиты названия ста спектаклей, идущих в этом театре.
Спектакль-променад о Евгении Вахтангове — самый маленький по количеству зрителей: он рассчитан на 20 пешеходов-слушателей.