В галерее «На Каширке» стоит чарующий запах позднего лета. Кажется, здесь август. Вокруг картины из самых разных цветов и трав – пижмы, тростника, ромашек, клевера – благоухают. Это свое рода настенные гербарии. На них цветы и сено переплетаются в разные орнаменты и превращаются в чистые метафоры.
Один из цветочных гобеленов с дыркой – это «Окна в зиму». На другом вставка из переработанного пластика: кажется, что мы смотрим сверху вниз на каравай, лежащей на скатерти из сена. Еще один объект из природного материала парит в пространстве: это корабль, под которым плещутся волны. Стоит чуть дотронуться до конструкции, она начинает качаться и оживает – кораблик словно и правда бороздит волны. А недалеко висит «Рог изобилия» – огромный горн, плетеный из лозы.
– Этим летом я стала травницей, – говорит Вера. – Раздавала всей семье серпы и вывозила на поля. Мне нравятся эти работы тем, что они о процессе. Здесь художник ничего не надумывает. Тут все естественно. Здесь не может быть эскизов, продуманной композиции. Делаешь как пошло – какой пучок в руку попал, тот и вошел в дело. Перебирая эти травы, я пришла к выводу, что самое главное сейчас в искусстве – это процесс. Все стремятся сделать что-то вечное, но надо ли?
«Живые гобелены» хранятся недолго, их создательница этому рада. Ее работы об экологии и для нее. Искусство Веры Занегиной – это призыв к сохранению окружающей среды, бережному отношению к природе.
Некоторые из «травяных» работ, созданных летом 2020 года, уже были с успехом показаны публике – в культурном центре «Дом Озерова», музее «Коломенский кремль» (город Коломна) и музее-заповеднике «Царицыно». В галерее «На Каширке» вся серия соединилась и была дополнена другими работами в экспериментальных авторских техниках. Например, серией художественных эмалей с базальтовой тканью.
– Базальт – это камень вулканического происхождения, – рассказывает художник. – Эта порода плавится в жерле вулкана, поэтому потом в печи ее не так вредно плавить, все вредные вещества уже ушли. Ее плавят в технических печах – при температуре 1700 градусов, а потом делают нитку, из которой создают ткани. Я использую такую ткань в эмали. Любой текстиль горит при 800 градусах, а базальтовая ткань нет. Мне хотелось внедрить ткани в эмаль, хотя считается, что это невозможно.
Черно-белые эмали выглядят эффектно. Плетение словно древние черно-белые окаменелости, где ткани застыли в интригующем узоре.
Еще одна авторская техника – термопласт-арт – одна из самых сложных. Рисунок выжигается, скорее даже, выплавляется на «холсте» из переработки пластиковых бутылок. Так что сюжет, изображенный на таких картинах, можно буквально увидеть насквозь – картины испещрены маленькими дырочками. Вот, например, работа, изображающая рыб, они выпрыгивают из воды, чтобы дотронуться до человеческой руки. Вокруг пальцев просветы создают некое волшебное свечение… Да и вся выставка «На одной волне с природой» наполнена им.