БТК по творческим достижениям — лидер среди кукольных театров в стране. И в первую очередь заслуга в этом главного режиссера Руслана Кудашова, который за 15 лет, что стоит у руля, собрал уникальную молодую труппу и сформировал не менее уникальный репертуар. Сейчас в БТК около 80 спектаклей для детей и взрослых по русской классике и новой детской литературе в постановке мастеров и молодых режиссеров. Редкий театр имеет столько фестивалей, как БТК, — здесь их три («Маленький сложный человек», «БТК-ФЕСТ: Театр актуальных кукол» и «БТК. Generation»). Наконец, благодаря Руслану Кудашову в нашей стране появилось целое поколение молодых режиссеров театра кукол (курс, набранный при РГИСИ).
Но если в плане творчества и креатива БТК впереди многих, то в экономическом и хозяйственном плане все наоборот. Тут кругом проблемы — низкий уровень зарплат (от 25 до 40 тысяч), неухоженное здание, отсутствие рекламы, слабый управленческий аппарат. Да и с директорами до сих пор кукольникам не особо везло. Два года назад под уголовное дело попал бывший директор Александр Калинин, работой которого коллектив не был доволен. В настоящее время после Калинина обязанности директора исполняет его заместитель Анжела Купец. Ей как будто удалось поддержать работу, но проблемы не исчезли.
Устав от организационных проблем, в этом году творческий коллектив решил не ждать милостей от природы и предложил учредителю — городскому Комитету по культуре — свою кандидатуру — Андрея Соколова, нынешнего директора подмосковного театра ФЭСТ. Он известен как успешный и прогрессивный молодой менеджер, который однажды уже сумел вытащить ФЭСТ из ямы. Андрей Соколов — номинант Вахтанговской премии в области организации театрального дела как один из лучших менеджеров страны. Кандидатуру Соколова на должность директора БТК поддержали председатель СТД РФ Александр Калягин, директор Вахтанговского театра Кирилл Крок, директор «Ясной Поляны» Екатерина Толстая, первый зам. худрука–директора МХТ им. А.П.Чехова Марина Андрейкина, директор РАМТ Софья Апфельбаум, директор Губернского театра Лариса Вильясте, директор Московского областного театра кукол Олег Лабозин и другие.
Комитет по культуре кандидатуру также поддержал и направил на согласование в Смольный. Руслан Кудашов лично связывался с вице-губернатором Борисом Пиотровским, говорил об Андрее Соколове. Но, как говорится, недолго музыка играла. В городе появились слухи, что в БТК хотят назначить чью-то протеже, у которой нет такого опыта, но зато есть ресурс. И вот слухи подтвердились — кандидаткой оказалась Татьяна Борковская. Имя в театральной среде Петербурга неизвестное. Тут же промониторили: с одной стороны, образование профильное — актриса театра кукол, с другой — опыта управления театром нет, как нет и ярких, масштабных реализованных проектов. Ну разве что вечеринка ОАО «Полиграфоформление» в отеле «Астория» и издание поэмы Марины Цветаевой «Молодец». Еще она — жена известного актера Евгения Сидихина.
Все это зеркально напоминает Образцовский театр, где два года назад ради «нужного» человека тоже зачистили место и назначили человека, больше известного в спортивном мире, нежели в театральном. Через два года с ним Минкульт не продлил контракт, но Театр Образцова до сих пор вспоминает пана спортсмена крепким словом. Но в отличие от своих московских коллег питерские кукольники не намерены мириться со сложившейся ситуацией. Сам Руслан Кудашов обратился с открытым письмом к театральным коллегам. В нем, в частности, говорится: «Не учитывая мои пожелания, без моего участия готовится решение по назначению на пост директора Большого театра кукол. Решение принимается на уровне вице-губернатора Санкт-Петербурга, так что даже Комитет по культуре бессилен повлиять на ситуацию. Ранее озвученная мной кандидатура Андрея Соколова — специалиста, отлично зарекомендовавшего себя в менеджерской театральной среде, находящегося со мной в партнерском диалоге, не принимается во внимание... Кандидатура Татьяны Борковской... может явиться причиной катастрофического разрушения довольно тонко настроенного организма БТК. Удивительно, с какой легкостью и пренебрежением к мнению главного режиссера, актеров и всех причастных к напряженному усилию по созданию живого театра можно принимать решения, способные уничтожить труд всех этих людей».