Самым драматичным проявлением нешуточных страстей стали рыдания хорватки Альбины, на фоне которых эпический плач Ярославны выглядел притворным хныканьем. Певица настолько близко к сердцу приняла итоги неутешительного для нее и делегации Хорватии голосования, что у коллег-соперников за кулисами разрывались сердца. Люди просто бросились со всех ног и изо всех углов баббл-рума в артистическом секторе «Ахой Арены» успокаивать, обнимать, гладить расстроенную певицу, пытаясь объяснить страдалице, что жизнь на этом профуканном ею «Евровидении» совершенно не закончилась. А ей вся эта сердобольность была, конечно, что мертвому – припарки...
В пресс-центре тем временем страсти обрели угар и размах половецких плясок в тот момент, когда на большие экраны трансляцией из концертного зала вывели выступление российской участницы Манижи. До нее и после нее было в целом все чинно: кому-то подпевали, кому-то хлопали. По рейтингу громкости аплодисментов, кстати, безапелляционно лидировала девушка-бомба Destiny с Мальты. Журналистский пул хорошо принял также литовцев The Roop, украинскую групп Go_A, «дьявольскую» киприотку Елену Цагрину и не прошедших, как оказалось, в финал голосистую словенку Ану Соклич и сладкоголосого македонского соловья Васила, ослепившего зрителей светящимся животом, что подразумевало, видимо, сияние души.
Однако массовый экстаз, будто прибыла единовременная доставка из ближайшего кофешопа, обуял пресс-центр именно на Маниже. С криками-цитатой «Don’t be afraid!» («Ничего не бойся!») люди, побросав рабочие столы, ноутбуки, камеры и микрофоны, бросились в круг, выплясывая, приседая, подпрыгивая, размахивая руками под рваные этно-рэперские примодненные ритмы песни Russian Woman, а фольклорно-хоровой припев «Сын без отца/Дочь без отца/Но сломанной FAMILY/Не сломать меня» буквально потонул в многоголосом улюлюканье.
Еще более бурные страсти разворачивались в самом концертном зале, куда после карантинного многомесячного локдауна наконец были допущены три с половиной тысячи зрителей (менее половины вместимости арены), и люди, изголодавшись по социализации и живым концертам, устроили себе форменный праздник души. Они были рады и благодарны каждому участнику шоу, веселились и не скупились на эмоции и овации. Тем более что сцена, номера и оформление зала более чем заслуживали восторга. Это было редкое «Евровидение», когда картинка в зале смотрелась намного выигрышней и богаче, чем смонтированная телеверсия, поскольку уместить в экран, даже очень большой, масштаб и роскошество постановок было невозможно.
Постановки поражали: невероятные по изобретательности трехмерные лазерные проекции на гостевом номере Данкана Лоуренса (победителя прошлого «Евровидения-2019»), по-хозяйски приветствовавшего конкурс новой песней Feel Something, фитом с культовым нидерландским техно-гуру Армином Ван Бьюреном; адское пламя сгоравшего El Diablo («Дьявола») киприотки Елены, за что ей даже простили торчащую заячьими ушами почти из каждого звука Леди Гагу; и тут же Ангел, пусть и падший (Falling Angel), норвежца TIX; калейдоскоп цвета и формы в номере Je Me Casse мальтийской поп-госпел-неосуфражистки Destiny; или совершенно завораживающий киберлес и его бегущие из прошлого в будущее обитатели в «шаманской» песне «Шум» украинской группы Go_A…
«Плывущее» фольклорно-узорчатое платье Манижи на этом пестром фоне выглядело весьма органично, как и грандиозная «подпевка» из 600 человек, участвовавших в видеофлэшмобе на песню Russian Woman. Проекции «нестандартных» икон Натальи Гончаровой, женщины-эксперимента, авангардистской художницы Серебряного века и любимицы отца-основателя «Русских сезонов» Сергея Дягилева, не только акцентировали «народность», но и привнесли в яркую эстетику шоу интеллектуальность глубинных смыслов, что для «Евровидения» вообще из ряда вон...
Тем временем выступление Манижи вырвалось в лидеры среди всех номеров первого полуфинала, собрав уже к утру 19 мая миллион просмотров на официальном YouTube-канале конкурса, при том, что видео номера Russian Woman с Национального отбора с 11 млн. просмотров уже давно обрело статус рекордсмена среди всех песен этого года на «Евровидении»
***
Где-то в зале среди восторженной толпы затерялся Сергей Лазарев. Написал в своем аккаунте, что вроде бы и зрителем теперь сидит на «Евровидении», а волнение – будто вновь выступает на сцене. Удивлялся в своей онлайн-трансляции новым правилам конкурса, дозволяющим использовать бэк-вокал в фонограмме. Мол, в его времена о таком подспорье и мечтать не приходилось – всё живьем да живьем, сам да сам…
Артист неожиданно прилетел в Роттердам по приглашению организаторов конкурса ради выступления с другими «иконами» «Евровидения» в специальном онлайн-шоу в виртуальной (из-за пандемии) «Евродеревне» 19 мая. Однако герой двух европоходов заявил, что использует эту поездку и для поддержки своих коллег – российской Манижи и Филиппа Киркорова с его подопечной из Молдовы Натальей Гордиенко. И так же виртуально эту поддержку всем и выказал.
Манижа до последнего ждала Лазарева за кулисами, думая, что заглянет, приободрит, поддержит, как декларировал. Тем более что Сергей до начала конкурса весьма критически и скептически отзывался о Russian Woman, не веря, что песня на русском языке имеет шансы на «Евровидении». Теперь Манижу он, стало быть, хвалит и даже поддерживает. Приди он, посмотрев концерт, и за кулисы, была бы, наверное, радостная встреча. Хотя, скорее всего, он и хотел, но протоколы безопасности жестко ограничивают передвижения по арене участников с разными категориями аккредитации.
Возможно, что и до Киркорова с Гордиенко так и не доберется, поскольку их могут дисквалифицировать за контакты, не предусмотренные протоколом безопасности. Приходится довольствоваться воздушными поцелуями и дистанционными лучами поддержки, что тоже немаловажно, поскольку номер Sugar станет, без сомнения, одной из главных интриг второго полуфинала 20 мая. Тем более что в первом раунде Евросонга «поп-дивовая» концепция, исповедуемая «Мистером Евровидение» Филиппом Киркоровым десятилетиями, принесла и в этот раз очевидный успех целой плеяде исполнительниц, несмотря на все новомодные тренды и «новые этики».
***
Вполне очевидным итогом первого полуфинала стало посрамление скептиков-ненавистников Манижи и песни Russian Woman. По крайней мере – на этом этапе европесенного марафона. Хотя ненавистники – люди стойкие. Глядишь, еще создадут какую-нибудь госкомиссию – выяснять, кто пропустил «это позорище и бред» не то что на «Евровидение», а уже из полуфинала этого «Евровидения» в его финал, продолжая «оскорблять русских женщин» и «дискредитировать Россию»… Всякое может быть, такие времена…
Но в любом случае в финале только одна на всех победа, а второго места на Евросонге, как известно, не бывает. При том, что эту банальность постоянно повторяют мантрой, всегда и все равно имело значение, попал ли артист в первую тройку, десятку или в последнюю пятерку. Потому за малейшими шорохами во всевозможных пречартах и прогнозах следят с особым трепетом.
После первого полуфинала, несмотря на визуально и содержательно восторженный резонанс, ставки России, однако, несколько снизились (с 10-го на 13-е место), а Украина с группой Go_A, наоборот, резко поднялась из второй десятки на 4-ю позицию. Отыгрывает назад потери после первой скандальной репетиции в разухабистом розовом неглиже и мальтийка Destiny, которая облагородилась серебряным платьишком, будто по заветам Филиппа Бедросовича и Ани Лорак, и приобрела вполне благообразный вид.
Манижа с благодарностью принимала поздравления с успехом в полуфинале. Однако испытания еще не закончены, и артистка трактует понятие «победа» на свой манер, о чем и поведала в интервью «МК» после оглашения результатов голосования и номинирования в финал «Евровидения-2021»:
– Я победила себя прежде всего. Если честно, мне не важно, кто что сказал, кто и как оценил, кто на какое место подвинул, кто и что предсказал или не предсказал. Главное, что я сама довольна своим выступлением, что я сумела сделать все так, как должна была сделать и считала нужным. В этом году очень сильный состав участников. По сути, каждая песня – это хит. Но при этом нет ощущения какой-то жесткой конкуренции между участниками конкурса. Наоборот, все настолько дружелюбны, настолько внимательны друг к другу... Если честно, я давно не встречала таких добрых людей, да еще собравшихся в таком количестве в одном месте.
– И это сильно контрастирует с хейтерами, не так ли?
– У нас было много хейтеров. Не люблю это слово, пусть будет – нелюбители. Но я заметила очень неожиданную трансформацию. Мне стали приходить письма, послания от людей, которые пишут, что поначалу они даже ненавидели мою песню, а теперь ее «расслушали», поддерживают и желают мне удачи. Таких людей много, и это невероятно приятно. Я горда тем, что сумела достучаться до их сердец и душ.
– Лично у тебя были сомнения – пройдешь ли в финал?
– Нет, я изначально готовила себя к выходу в финал, не сомневалась в этом. Я испытала очень много разных чувств за эти два месяца. Оскорбляла и возмущала ксенофобия. Но главное, что меня особенно задевало, когда мне говорили, что я никогда-никогда не пройду в финал с песней на русском языке. Поэтому моя главная эмоция и победа в том, что я вышла в финал с песней на русском языке – впервые с тех пор, когда t.A.T.u. ездили на «Евровидение» (в 2003 году). И для меня это – челлендж, вызов. Мне же в голову просто гвоздями забивали эту мысль: ты не докажешь, тебя не поймут, не услышат... Но я ни на минуту не усомнилась в своем выборе – ни тогда, ни сейчас, а все происходящее только убеждает меня в своей правоте. Меня слышат, меня понимают. Это счастливое ощущение, и оно дорого стоит – показать, что русский язык прекрасен, он невероятный, на нем можно и нужно петь как можно больше песен и быть понятыми не только в своей стране. Я очень хочу не только донести эту простую мысль, но и максимально доказать ее правоту делами, своими песнями, которые понимают, принимают, любят в Европе, в мире, в разных странах, разные люди – те, кто и понимают (язык), и те, кто не понимают, но чувствуют его энергетику, красоту на эмоциональном уровне,. Это – самое главное. Так что мой основной вывод на сегодняшний день – давайте больше петь на русском языке, выходить на европейскую сцену такими, какими мы есть. Это точно отзовется в сердцах людей.
– «Евровидение» похоже чем-то на конкурсы, в которых ты прежде и много участвовала?
– «Евровидение» ни на что не похоже. Может, это прозвучит немножко амбициозно, но я уже в том возрасте, когда воспринимаю эту сцену не как конкурс, а как классную площадку, на которой я могу показать свой профессионализм. И здесь очень много таких артистов. Именно поэтому мы не чувствуем себя конкурентами. Мы просто сюда пришли показать свою страну – ярко, красиво, как кто умеет и как кто любит.
– Чисто физически ритм «Евровидения» не выматывает? Репетиции, три генеральных прогона перед полуфиналом, сам полуфинал, такой же цикл перед финалом… Многие стонут.
– Этот ритм очень сильно отличается от того, к чему мы привыкли. Таких тщательных и полномасштабных репетиций обычно не бывает, они требуют не только больших денег, но и колоссальных сил. Но это хорошо, потому что мы чувствуем себя намного увереннее перед главным выступлением. Каждая репетиция, несмотря на то, что это по сути полноценное выступление, на самом деле как праздник. Я люблю ощущение тренажера, и в такие моменты я не истощаюсь, а наоборот, еще сильнее, еще глубже понимаю, чувствую песню.
– Можешь ли назвать этот «евроопыт» уникальным для себя?
– Абсолютно. Дина Гарипова (участница «Евровидения-2013» в Мальме. – Прим. «ЗД») рассказывала мне перед поездкой сюда, что она очень сильно нервничала. И она говорила: «Прошу тебя, не нервничай. Ты приедешь и поймешь, что такой четкой и профессиональной организации редко еще где встретишь». Так что грех жаловаться на невыносимость ритма. Я этого так ждала! Это как сидеть в пещере очень долго и наконец-то выйти. Рано или поздно мы в эту пещеру вернемся – перестанут так много писать обо мне, говорить... Я к этому тоже готовлюсь психологически, но сейчас я кайфую от того, что у меня есть эта возможность – говорить с журналистами со всего мира, фотографироваться и делать селфи, общаться на английском языке, на русском языке, просто наслаждаться тем, что происходит, быть собой! Мы все счастливы находиться на этой сцене, и неважно, какое ты место займешь. Этот опыт и ощущения, пережитые здесь, и есть уже личная победа для каждого.
Роттердам