Среди героев претенциозной буффонады «Кровопийцы» есть эмигрант из России Левушка, отзвуки русской революции и уже не первое появление Эйзенштейна на фестивальном экране. Имя Маркса фигурирует в европейском кино постоянно, в том числе и в итало-бельгийской картине «Мисс Маркс» Сюзанны Никкьярелли, рассказывающей о борце за права женщин и детей, младшей дочери автора «Манифеста Коммунистической партии» и ее трагическом романе.
О крахе высшего света повествует и экранизация романа «Равнодушные» Альберто Моравиа. Действие фильма Леонардо Гуэрра Сераньоли из 1929 года перенесено в современный Рим, а финал радикально изменен в духе Me Too. Франко-итальянская актриса и режиссер, родная сестра Карлы Бруни Валери Бруни-Тедески великолепно сыграла сомнамбулическое состояние своей героини — вдовы без средств к существованию, живущей в своей реальности и совершенно не приспособленной к жизни. Она как умеет заботится о своих выросших детях (их великолепно сыграли Винченцо Креа и Беатрис Гранно): сыне-студенте, слушающем «Очи черные», изучающем русский язык, без которого сегодня нельзя, как говорится в фильме, и 18-летней дочери, которой домогается «благодетель» семейства, подбирающийся к недвижимости вдовы и телу ее 18-летней дочери. В финале герои в маскарадных костюмах отправятся на бал, а подвергшаяся сексуальному насилию девушка заявит в полицию на своего соблазнителя. Современные реалии подбросили героине верное решение избавления от «кровопийцы».
Иранская картина «Сын» 40-летней дебютантки Нушин Мераджи снята в пределах одной квартиры и подъезда. Великовозрастный и малахольный громила Фарид живет с пожилой матерью в респектабельной квартире, и возникает ощущение, что семья ни в чем не нуждается, но все не так просто. Фарид все время приговаривает, что любая мать могла бы гордиться таким сыном, как он. Притом что целыми днями он фотографирует из окна соседку, занимается всякой ерундой и совершенно не приспособлен к жизни. Его брат давно живет в США, присылает оттуда деньги, но с родственниками не общается. Мать умирает, и Фарид начинает приводить в дом случайных женщин, тружениц любви, которые едва ли не впервые показаны в иранском кино так откровенно. По причине слабоумия мертвую мать Фарид засунет в холодильник и всем будет рассказывать оригинальные версии произошедшего. Ситуация нереальная, трагическая и нелепая, которая приведет к неожиданной развязке. Ничего подобного в иранском кино видеть еще не приходилось.
В ретроспективу в честь актрисы Симоны Синьоре, которой исполнилось бы 100 лет, и ее мужа — актера и певца Ива Монтана — вошло несколько фильмов, где они снимались вместе и по отдельности. «Признание» французского режиссера греческого происхождения Костаса Гавраса основано на воспоминаниях чехословацкого коммуниста, оказавшегося в заключении без объяснения причин, которого и сыграл Монтан. После того как советские танки вошли в Прагу в 1968 году, фильм оказался в опале, а сам Монтан вторжение осудил. Упоминание о нем было запрещено в СССР, имя убрали из титров, а пластинки ликвидировали. Одна из картин с участием Синьоре «Путь в высшее общество» Джека Клейтона принесла актрисе в 1959 году «Оскар». Любопытно, что Гермиона Баделли, экранное присутствие которой составило 2 минуты и 19 секунд, тоже получила награду Американской киноакадемии, и это самая крохотная роль в истории главной премии мира, удостоенная признания. При этом Ассоциация клубов для мальчиков запретила своим членам смотреть «Путь в высшее общество», чтобы оградить юные души от растления.
Каждый сеанс ретроспективы предваряет фрагмент из документального фильма «Поет Ив Монтан» Сергея Юткевича и Михаила Слуцкого, который также показали целиком. Снят он в 1957 году и рассказывает о гастролях французского певца в СССР в конце 1956 года, когда вместе с Синьоре они посетили Москву, Ленинград и Киев. Монтан давал до трех концертов в день, выступал в цеху ЗИЛа во время обеденного перерыва, и заполнившие огромное помещение рабочие передавали из рук в руки музыкальные инструменты. Монтан выступал перед подростками и рабочей молодежью, которые тоже продемонстрировали вокальные таланты. Находившаяся в зале Симона Синьоре едва сдерживала слезы. Советские люди произвели на нее сильное впечатление. А им Монтан в костюме невиданного кроя, водолазке, каких отродясь в Советском Союзе не видели, казался диковиной. Именитых гостей принимали в колхозе, вели в крестьянскую семью, кормили салом. Монтан выступал и в высшем обществе. На его выступление в Концертном зале Чайковского пришли Хрущев, Молотов, Микоян и других товарищей.
Многое осталось за кадром, в частности прием на девять персон, на котором министр культуры Михайлов перепутал Флобера с Бальзаком, а Хрущев стучал кулаком по столу и разъяснял звездной паре необходимость ввода советских войск в Будапешт в 1956 году. Нет в фильме и встречи Нового года в Кремле, где Хрущев поцеловал красавицу Симону в губы и отплясывал «барыню».
В 1963 году Монтан и Синьоре приезжали на ММКФ, посетили Марьинский мосторг и приобрели советское нижнее белье — лифчики из сатина, рейтузы с начесом, панталоны до колен, чтобы порадовать друзей. Потом эта коллекция попалась на глаза их другу, который и выставил ее в Париже. Это событие обросло множеством легенд, а вот было ли зафиксировано на пленку — неизвестно.