Федеральный закон о просветительской деятельности, принятый в конце марта этого года, касается практически всех возможных форм популяризации знания — в том числе лекций, экскурсий, секций и кружков. Проект постановления правительства подтверждает максимально широкий охват этой регламентации — вплоть до интернет-сайтов просветительского содержания. Иначе говоря, будущие нормы касаются всех — от гидов-экскурсоводов до авторов разнообразных текстов и «ликбезов».
Наибольший резонанс вызвали требования к физическим и юридическим лицам для ведения просветительской деятельности. Так, физлица должны, в частности, не иметь ограничений к занятию педагогической деятельностью (например, речь о судимости по ряду статей УК РФ, в том числе тех, которые принято считать политическими). А юридические лица не должны иметь статуса иностранного агента, задолженностей по налогам, сборам и другим платежам. Кроме того, их сотрудники, привлеченные к просвещению, также не должны иметь ограничений к педагогической деятельности. Очевидно, что в случае принятия документа многие проекты, успешно действующие по всей стране, просто застопорятся.
— Если еще вчера я могла за пару часов организовать экскурсию на интересную тему, просто пригласив эксперта на нашу площадку, то теперь от каждого лектора мне нужно будет получить справку из психдиспансера и доказательства его несудимости, — озадачена организатор одного из московских туристических проектов. — Если учесть, что справки об отсутствии судимости готовятся не за несколько дней, а «в пределах 30 суток», программы придется утверждать заранее, а многие серьезные специалисты просто не захотят в этом участвовать.
Документ затрагивает «организации, осуществляющие образовательную, научную деятельность и деятельность в сфере культуры, а также порядок проведения контроля за ней». Далее описывается, кто именно имеет право вести просветительскую деятельность (в общем случае — практически все — от органов государственной власти до частных лиц), а также список направлений просветительской деятельности (также практически открытый, поскольку содержит финальную строчку «по иным направлениям, соответствующим целям просветительской деятельности, установленным пунктом 35 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
— С одной стороны, речь идет о действительно серьезном пакете ограничений, которые фактически исключают ведение просветительской деятельности нежелательными, с точки зрения государства, лицами и организациями, — рассказала «МК» юрист Екатерина Федулова. — С другой стороны, хочу отметить, что в первом же абзаце законопроекта есть важная оговорка, которую многие не заметили: постановление должно регламентировать просветительскую деятельность «в организациях, осуществляющих образовательную, научную деятельность и деятельность в сфере культуры». Эта оговорка означает, что речь идет только о просветительской деятельности на площадках научных, образовательных и культурных учреждений. Включая сюда, судя по списку видов деятельности, в том числе интернет-сайты таких организаций и их страницы в социальных сетях. Сама же просветительская деятельность под ограничения данного постановления не подпадает.
Таким образом, по словам юриста, от имени частного лица или иной организации, не являющейся научной, образовательной или культурной, просветительская деятельность может вестись без указанных ограничений, даже если постановление вступит в силу в нынешней редакции. Например, под постановление не подпадают проекты ряда СМИ, активно развивающиеся в последнее время. Однако это лишь счастливое исключение.
— Ограничения будут достаточно серьезными, — озабочен Владимир, научный сотрудник одного из академических институтов, регулярно читающий онлайн-лекции. — Спектр возможных площадок для лиц, имеющих ограничения по педагогической деятельности, и организаций, признанных иностранными агентами, радикально сужается. Правда, пока что не прописана ответственность самих площадок перед государством, если речь о частных институциях. Возможно, такая регламентация появится в следующих версиях проекта. Пока что большинства из нас это не касается. Правда, в этом и проблема: когда коснется, может быть уже поздно.