Архитектурное решение выставки «Мечты о свободе. Романтизм в Германии и России» звучит как самостоятельное произведение. Его автор, всемирно известный архитектор Даниэль Либескинд, организовал пространство как лабиринт, закрученный в двойную спираль. Картины, артефакты и инсталляции разместились в отдельных его разделах, разграниченных светло-серыми фальшь-стенами, в которых прорезаны красным проходы. Путь по выставки словно прорезан «красной нитью», связывающей все сферы жизни – от религии и политики до литературы и искусства – воедино.
Воедино связывается в проекте романтизм, немецкий и русский. Отечественная культура первой трети ХIХ века впитывала идеи немецкого романтизма, как губка. Достаточно вспомнить Ленского, которого Пушкин рисует типичным поэтом-романтиком, начитавшимся Шиллера.
Возвышенность, искренность, открытость, эмоциональность, мечтательность - все эти качества свойственны пушкинскому герою (выписанному с иронией, ведь романтизм Ленского несколько наносной, да и сама эпоха на исходе). И все же… Мечты об идеале и искренности «красной нитью» проходят через многие русские произведения того времени. Хронологические рамки эпохи романтизма принято соотносить с двумя датами - 1789 и 1848 годами, двумя французскими революциями. Никогда прежде история не развивалась так стремительно. В этот период формируется новое мышление, а вместе с ним новый тип человека, героя и творца.
Этот вектор развития отражается в произведениях представленных на выставке авторов - Каспара Давида Фридриха, Филиппа Отто Рунге, Иоганна Фридриха Овербека, Александра Иванова, Алексея Венецианова, Ореста Кипренского, Карла Брюллова и многих других. Помимо живописи, в лабиринте Либескинда, устроенного по принципу бродилки, можно найти самые разные предметы эпохи. Например, дирижерскую палочку Вебера или сапоги Наполеона (на глаз их размер не больше 38-го). В сложносочиненном лабиринте возникают интересные связи с современностью. Например, между декабристами или перформансом Андрея Кузькина, во время которого художник ходил по кругу в бассейне, заполненном жидким бетоном и месил застывающую массу. Или между мастером жанровых сцен из крестьянской жизни Алексеем Венециановым и Николаем Полисским - современным художником, который строит в поле художественные инсталляции из лозы и сена. Романтики нашего времени делают выставку актуальной и история позапрошлого столетия оживает. Казалось бы, мечты идеалистов должны бы разбиться о лодку жестокого мира, что и случилось некогда с романтизмом.
Но нет, романтики и сегодня ходят среди нас. Романтика как явление, как внутреннее ощущение - вне времени. Что и доказывает этот проект, который после Москвы будет показан в Дрездене.