Сергей Никоненко: "Роль Есенина не отпускает меня 50 лет"

Народный артист встречает юбилей

16 апреля исполняется 80 лет народному артисту России Сергею Никоненко. Он мужественно перенес пандемию, справился с болезнью и опять в рабочем строю, колесит по стране даже в день юбилея.

Народный артист встречает юбилей

Сергей Петрович, по его собственным подсчетам, сыграл 227 ролей в кино, в число которых входят те, что растянулись на 320 и 90 серий. Артистом он решил стать в 13 лет, готовился к этому, занимался в Доме пионеров у ученицы Станиславского и Вахтангова, вдовы писателя Сигизмунда Кржижановского Анны Гавриловны Бовшек. Потом поступал в Щукинское театральное училище, но его не взяли. А мог бы попасть на курс, где учились Олег Даль, Виктор Павлов, Виталий Соломин, Михаил Кононов, из-за которого и был отвергнут. Мастер курса Николай Анненков считал, что они одного плана, зачем брать двоих? Сергей Никоненко в итоге поступил во ВГИК, сначала выучился на актера, потом на режиссера. В мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой его однокурсниками стали Николай Губенко, Жанна Болотова, Галина Польских, Жанна Прохоренко, Лидия Федосеева. Во ВГИКе познакомился с Шукшиным, снимался потом у него в «Странных людях», играл его героя в фильме «Брат мой…», сам экранизировал шукшинскую прозу: «Петрухина фамилия», «Елки-палки», «А поутру они проснулись». У Никоненко впечатляющая фильмография — «Звонят, откройте дверь!» Митты, «Война и мир» Сергея Бондарчука, «Тема» Панфилова, «Крылья» Шепитько, «Неоконченная пьеса для механического пианино» Михалкова, «Время танцора» Абдрашитова, «Зимний вечер в Гаграх» Шахназарова, «Дети понедельника» Аллы Суриковой. Он снимался в ГДР и Венгрии. У классика мирового кино Миклоша Янчо сыграл в фильме «Так я пришел» молодого советского солдата Колю, доившего коров. Никоненко вспоминает, как Янчо требовал от актеров обезжиренной интонации на нулевом темпераменте.

25 лет Никоненко возглавляет Есенинский культурный центр на Арбате в Сивцевом Вражке. Пять лет назад Сергей Петрович обратился в «МК» с просьбой поддержать его в борьбе с лихими застройщиками, ходил потом с газетой по кабинетам. Вместе с жителями своего и соседнего дворов он борется за сохранение исторического облика московского квартала, связанного с именами Натальи Гончаровой, Льва Толстого, Валерия Брюсова, Эраста Гарина. Сам он прожил там 80 лет. О своей коммунальной квартире теперь рассказывает удивительные истории. Там можно было создать музей раскладушки, отбоя бы не было от посетителей.

С Еленой Прокловой в спектакле «Все проходит» в 2006 году.

— 80 лет я не меняю прописки, — рассказывает Сергей Никоненко. — Всю жизнь живу в Сивцевом Вражке. В моей коммунальной квартире жили 25 человек. У нас был один туалет и одна ванна. Комната — 13,9 кв. м, а нас пятеро — мама, папа, бабушка, брат и я. В разное время в этой комнате жили Николай Губенко, Геннадий Шпаликов, гений футбола Эдуард Стрельцов. Вася Шукшин в то время ночевал на вокзале, и я ему сказал: «Вась, приходи. Я тебе раскладушку дам». В чулане на сундуке стелил полушубок, а когда родители уезжали на дачу, которую маме дали на электроламповом заводе, где она работала в горячем цеху, он спал в комнате на раскладушке. Однажды Никита Михалков спросил: «Старичок, можно у тебя переночую пару ночей?». А прожил восемь месяцев. Он рожден для коммунальной квартиры, так быстро налаживает взаимоотношения. Рахиль Ароновна ему рыбку жарила, парикмахер Боря капустой с Дорогомиловского рынка угощал. Никита тогда учился в Щукинском училище и репетировал у меня «12». Я им котлеты и картошку жарил. На моей раскладушке спали Владимир Качан, Вадим Спиридонов, Коля Еременко, Миша Задорнов. Леня Филатов приходил. Куда-то раскладушка подевалась. Если бы те, кто на ней лежал, оставили автографы, то ей бы цены не было.

— Теперь там же располагается ваш Есенинский центр. Сергей Есенин стал вашей путеводной звездой. Какие реликвии вы храните?

— Мне было 30 лет, когда я сыграл Есенина в фильме «Пой песню, поэт…» великого кинематографиста Сергея Урусевского. Пабло Пикассо подарил ему пять своих работ за фильм «Летят журавли». Эта роль меня не отпускает 50 лет. В нашем Есенинском центре — 2 тысячи единиц хранения. Есть личные вещи Есенина, прижизненные издания. А уж какие полотна! Здесь же жила первая гражданская жена Есенина — Анна Романовна Изряднова. К ней и их общему сыну Георгию, которого родственники называли Юрием, часто приходил Сергей Есенин с 1921 по 1925 год. Это была его конспиративная квартира, адреса которой он никому не сообщал. С поэтом Евгением Юшиным мы собирали материалы о Есенине и обнаружили воспоминания Анны Романовны, где она описала свой путь домой из типографии, где работала. Я пошел в ДЕЗ, попросил показать домовые книги и обнаружил, что она проживала в квартире 14. Мы собираем не только раритеты, связанные с Есениным, но сохраняем историческую Москву. В этом квартале жили Павел Флоренский, Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин. Сюда к философу Соловьеву заходил Лев Толстой. В этом районе жили Пушкин, Андрей Белый, мистический Владимир Соловьев, поэт XX века Александр Тихомиров, автор орфографического словаря Ушаков. Словно всех притягивало место, куда поселился Пушкин. Это просто русский Парнас. Еще при Лужкове здесь хотели на месте городской усадьбы начала XX века построить дом в стиле хай-тек, самовольно разрушили садовый павильон, флигель, хозяйственные постройки. Если бы у французов был такой дворик, где жили Беранже, Стендаль, Мольер, Бодлер, они бы этим гордились.

С женой Екатериной Ворониной.

— Что у вас опять происходит? Кто обижает?

— По решению какой-то комиссии решили снести пандус, козырек, закрывающий вход в подвал. Срезали все, и теперь его будет заливать дождь, вода пойдет в подвал, где находятся запасник и небольшая студия звукозаписи, в которой мы записывали произведения не только Есенина, но и других поэтов. Вот такую свинью мне подложили к 80-летию. А ведь еще 25 лет назад руководство Центрального административного округа мне очень помогало. А теперь даже не вызвали, чтобы поговорить. Когда мы стали квартиру восстанавливать, там были руины: пол провален, стекла выбиты. Помойка какая-то. Бегали полчища крыс. Мы все привели в идеальный порядок по приказу Лужкова. У меня есть документ, где четыре пункта: отремонтировать, профинансировать, проконтролировать, доложить. Мне даже предлагали несколько макетов, каким этот пандус будет. А теперь взяли и срезали без моего ведома. Бог с ним, что я народный артист, но я почетный гражданин Арбата. Хотя бы с этой позиции меня бы уважали. Наплевали мне в душу — вот что сделали к юбилею. Я хочу подарить все это Москве, а ко мне так относятся. Мои помощники проводят там экскурсии. Квартира находится на первом этаже, но мне отдан и подвал под нею. Я так и просил, потому что знал, что будут поступать материалы, картины, и их надо куда-то складывать. Я многим музеям помогал, например, тому, что в Липецке. Там был очень неплохой частный музей Есенина, как в Воронеже и Вязьме. Их энтузиасты организовывали. Туда приходили люди и очень благодарили.

— Есть новые поступления?

— Недавно добавил в экспозицию картину Николая Ромадина, работы замечательного художника Виктора Шилова и Алексея Кириллова. У нас есть предметы старины до 1925 года, какие могли быть в квартире при жизни Есенина. Что-то приобретаем. Одна женщина принесла хрустальный бокал, из которого пил Есенин, и рассказала, что его подарил ее отцу Илья Ильич Шнейдер. А я с ним встречался в 1971 году, когда он был директором школы Айседоры Дункан, которая просуществовала с 1921 по 1949 год. Я очень хочу отдать все в надежные руки, но пока их не вижу. Отдать в государственный музей Есенина? Вы видели, какую они безобразную скульптуру к 125-летию Есенина поставили у себя? Я бы ее назвал «Есенин в гинекологическом кресле».

— Как отметите юбилей?

— Я сейчас в Крыму. Мы играем спектакль «Не в свои сани не садись» по пьесе Островского. У меня замечательная партнерша Ирочка Муравьева. Народ нас не отпускает. А уж цветами просто завалили. Вот, оказывается, какой театр нужен, где актеры стараются проживать образы, с хорошей драматургией и уважением к ней, где есть и музыкальное решение некоторых эмоциональных всплесков в пьесе. Вчера мы играли на сцене Симферопольского театра, а сегодня в Евпатории, завтра поедем в Севастополь, а 16-го — самолет и возвращение в Москву, и в тот же день вечером играю спектакль «Калина красная» в театре Надежды Бабкиной, который полюбил всем сердцем. Вы посмотрите ее спектакли. Ай,  какой это праздник театрального искусства. Меня очень радует то, что я в строю. А вечером отметим юбилей. Я купил пару бутылок вина.     

— По случаю юбилея будет концерт в Доме кино?

— Да, друзья собираются сделать мне такой подарок. Придется и самому выйти на сцену со своими ребятами, с которыми я выступаю. У меня три сольные музыкальные программы — «Бессмертный полк», где я читаю пять глав из «Василия Теркина» Твардовского и три больших и самых известных произведения Константина Симонова. Да еще пять песен пою. А мои ребята исполняют музыкальные произведения, посвященные Великой Отечественной войне и послевоенному периоду. Будет трио «Реликт», с которым у нас есенинская программа. Мы покажем на вечере из нее фрагмент.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28520 от 16 апреля 2021

Заголовок в газете: К 80-летию актеру подложили свинью

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру