Михаил Шуфутинский объяснил возвращение в Россию: «Вселился микроб»

"Третье сентября" — не моя визитная карточка, хотя многие именно так и думают"

Михаилу Шуфутинскому исполняется 73 года. О своей жизни, эмиграции в США и возвращении на Родину, дружбе с Аллой Борисовной Пугачевой, феномене песни «Третье сентября» и многом другом заслуженный артист России рассказал нам накануне своего дня рождения.

"Третье сентября" — не моя визитная карточка, хотя многие именно так и думают"

Михаил Шуфутинский — один из редких артистов, которых обожает и поколение, еще заставшее Советский Союз, и молодежь. Если старшие с упоением слушают такие песни, полюбившиеся им в исполнении шансонье, как «Соседка», «Моя Одесса», «Таганка», «Две свечи», «Заходите к нам на огонек» и десятки других, то молодые с восторгом ждут "3 сентября"...

Тогда уж известная композиция, написанная Игорем Крутым на стихи Игоря Николаева, звучит буквально из каждого утюга, а мем «3 сентября» заполняет в этот день все соцсети. К слову, Михаил Захарович исполнил нашумевший хит более 25 лет назад. Но композиция по-прежнему актуальна, чему певец очень рад.

В преддверии дня рождения в разговоре с «МК» Михаил Захарович подвел итоги непростого года и поделился планами на 2021-й.

«Я переболел недавно, — начал Михаил Захарович. — Попал в больницу, выписался, вот сейчас прихожу в себя, решил, что нужно отдохнуть: не собирать друзей, не устраивать концерт. А поехать со Светланой (возлюбленная певца. — «МК») на Мальдивские острова в свой день рождения. На острове спокойно проведем отдых, там всего 16 вилл, никто никого не видит, не знает. Можно ходить босиком, в майке и шортах!»

— Вы очень сильно похудели!

— Ну, не так сильно. Всего 7 килограммов сбросил после болезни. Аппетита не было. Сейчас восстанавливаюсь, придерживаюсь диеты, плаваю в бассейне. Виски и сигары пока себе не позволяю.

— А концерты? Почти у всех артистов сорвалось абсолютно все.

— Ох, многое перенеслось. Сначала пандемия, потом я заболел. Заполненность зала низкая в связи с ограничениями. Не страшно. Подождем, планируем осенью, 3 сентября, сделать отличный сольный концерт в Москве, который несколько раз переносился. Ну, ничего, больше времени на подготовку.

Недавно прошло выступление в Санкт-Петербурге. Это был первый сольный концерт больше чем за год! Он мне напомнил мои первые гастроли после того, как вернулся в 1990 году из Америки. Когда переполненные залы, люди начинали аплодировать, услышав лишь оркестровое вступление, еще до песни даже дело не доходило. Они знали, какие будут композиции. Питер меня всегда хорошо принимал, но такого грандиозного приема я не помню. Я был настолько воодушевлен этим!

— Наверно, пандемия для вас — мелочи. В сравнении с советскими временам, когда ансамбль «Лейся, песня», где вы были руководителем, очень сильно прессовала власть.

— Мы не пели политизированных композиций. Исполняли то, что нам нравилось. Это не очень соответствовало общепринятым нормам. Такое отношение к нам совсем мне не нравилось, поэтому я решил пожить еще где-нибудь, уехал в Америку.

Но все же вопреки запретам и в СССР мы работали, выступали на самых крупных площадках. Общее количество проданных пластинок ансамбля составило тогда 5 миллионов! Правда, на телевидении в те времена мы выступили раза два. За границу нас также не выпускали. Но люди ходили на наши концерты, а вот нынешняя пандемия — это несколько другое. Здесь болеет весь земной шар, людям не до концертов. Я стал больше интересоваться тем, что происходит в мире. Сопереживаю людям и по другим моментам.

— Вас не задевает, что в пандемию об артистах забыли?

— Почему о нас забыли? Так у нас о многих людях и других профессий забывают. На самом деле сегодня есть соцсети, тот же самый Инстаграм, поклонники пишут, ждут выступлений, которые обязательно состоятся. Концерты уже происходят. Жизнь налаживается.

— Вам нравится Манижа, которая сегодня у всех не сходит с языка?

— Для меня этот конкурс, «Евровидение», в целом очень странный. Изначально он планировался как песенный конкурс, как «Грэмми». А сейчас стал очень политизированным. Такое ощущение, что каждый исполнитель, каждая группа сегодня пытаются оторваться, показать что-то шокирующее. Порой начинаешь думать: «А где же песня? Предмет данного конкурса?» Она перестала существовать в том формате, в котором мы привыкли ее воспринимать. Если мы говорим о Маниже… То, что я услышал, — на мой взгляд, это не песня. Она спела какое-то произведение, видимо, соединив мотивы разных национальностей. Манижа хорошо спела кусочки разных песен, скажем так. Я не услышал, что она хотела сказать своей песней. Ведь музыкальное произведение — это декларация чувств, любви, секса, шутки, вероломства, в конце концов. А песня Манижи для меня не ясна. О чем она?

— Тема феминизма, разве нет?

— Я этого не услышал, хотя было бы неплохо, если бы это оказалось так. Но я все же буду за Манижу болеть, поскольку она представляет нашу страну. Дай Бог ей успеха. Но в нашем песенном искусстве музыка намного тоньше, разнообразнее, чувственнее и глубже ее песенки. Возможно, я просто чего-то не понимаю. Я взрослый дядька, у меня свои приоритеты.

— Это вам не помешало принять участие в скандальном шоу «Что было дальше».

— Меня пригласили, ребята ко мне очень тепло и по-доброму отнеслись. В конце концов они же дети. (Смеется.) Мне несложно было представить, что на съемках будет, что меня ждет. Ничего плохого я там не увидел. Ну, кроме нецензурной лексики, но в рамках шоу, как я понял, это допускается. Значит, для того чтобы быть в их формате, можно было себе кое-что позволить, не оскорбляя чувств других. В общем, мне это понравилось, ребята себя позиционируют как крутые, отвязные, молодые комики. Поэтому я и согласился к ним прийти.

— Михаил Захарович, надо думать, сотни раз вас уже спросили о меме «3 сентября».

— Людям нравится, я не обижаюсь. Меня за это любят. Эту песню я спел в 1993 году, она не моя визитная карточка, хотя многие так думают. Первые альбомы у меня вышли в начале 80-х, еще в Америке. Впрочем, ладно. Многие критики считают, что эта песня ничего собой не представляет. У меня один вопрос: почему же никто другой ее не исполнил? Люди (критики), опомнитесь. Вы говорите о песне, в которой совпали чувства и мысли многих. Видимо, расставания, встречи, любовь и разлука в песне запали в души слушателей, что меня очень радует.

— У нас в стране к артистам, некогда покинувшим Родину, относятся крайне негативно. Вспомним последний случай с Натальей Ветлицкой, которую в чем только не обвиняли, когда она вернулась из Испании. В ваш адрес не было негатива, когда вы вернулись?

— Во-первых, из СССР я уезжал навсегда, тогда можно было только так. И я в то время уезжал не туда, а отсюда — это огромная разница. Я не знаю мотивов Наташи Ветлицкой, что послужило причиной ее отъезда. О себе могу сказать, я хотел другой жизни для себя и своей семьи. Это и творчество, и быт, и возможности для детей. А вернулся я сюда в 90-м году, когда появились возможности здесь, и я почувствовал, что меня ждут. Меня хотят видеть и слышать. Я ничего плохого не говорил о своей стране, когда жил в Америке. Дело не в стране. В период моей эмиграции в России была другая власть, другие правила жизни, которые лично мне не подходили. Я хотел иного.

— Когда вы вернулись в Россию, что в вас перевернулось в тот момент?

— Я приехал, вдохнув первые глотки этого воздуха, увидев на своих концертах тысячи людей. Буквально все стадионы и дворцы спорта заполнились. Я понял, что это микроб. Он в меня вселился, я захотел здесь жить, почувствовал у людей потребность в том, что я делаю, людям это нравилось, им было интересно. Они услышали то, что, видимо, до этого им слышать не приходилось, но им хотелось. Поклонники стали приходить на мои концерты, и я с упоением, взахлеб начал выступать по всей стране! Скажу вам, что это 75 концертов за три летних месяца. Я видел, что в России появились огромные перспективы для новой жизни. Рост, все развивалось, для тех, кто долгие годы не жил в России, особенно это было понятно.

— Вы поддерживаете коллег, когда они пытаются влиться в блогерскую тусовку? Например, Алла Борисовна пошла на день рождения блогера Насти Ивлеевой. По-разному поклонники оценили приход Примадонны к блогеру, который даже близко не стоит с достижениями Аллы Борисовны.

— То, что Алла пошла — это нормально. Возможно, ей это интересно, а может, Максим предложил сходить. Я не думаю, что она это делает, чтобы приобщиться к этой культуре. Потому что Алла практически моя ровесница, мы из одного слоя, и возрастного, и культурного. Алла тот человек, который мог бы пропагандировать правильное произношение русского языка, правильное отношение к музыке. То есть быть классическим человеком, каким она и является. Но у нее есть стремление попасть в эту тусовку, чтобы ее понимать. Прежде чем критиковать, надо сообразить, почему так. Алла всенародная артистка, ее песни поймет каждый. Я просто не очень в материале, что было на этом празднике. Хотя вы меня спросили, я вспомнил, что к Ивлеевой меня тоже приглашали на программу, но я не пошел. Кажется, тогда был локдаун. Да, и я все лето дома провел. Здесь хорошо, лес, занимался спортом, особо и выходить никуда не хотелось.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28517 от 13 апреля 2021

Заголовок в газете: Ты шансонье, Миша, а это значит...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру