Причина в том, что экспертный совет премии решил наградить как «Событие года» публицистический проект человека, имя которого Кончаловский не назвал и счел этот акт как политический. Речь шла об Алексее Навальном и его фильмах-расследованиях. Кончаловский не учел правила премии, согласно которым критики оценивают все фильмы, вышедшие в прокат в течение года, вне зависимости от желания их создателей. Вообще, победителя в главной номинации должны были объявить в редакции журнала «Искусство кино». Неожиданно там отключилось электричество, но свет был на лестнице, куда и отправились наши коллеги, чтобы выйти в эфир. Но тут пришел охранник и сказал, что всех эвакуируют, поскольку помещение заминировано. В Доме актера, где все это происходило, даже спектакль прервали. Кинокритики отправились в соседнее кафе, откуда и объявили имя лауреата и выразили надежду на то, что Кончаловский передумает и в ближайшие дни приедет за «Белым слоном», которого сохранят даже в случае очередной эвакуации.
Сама церемония проходила в гибридном формате — онлайн и офлайн в трех точках: Сахаровском центре, куда приехали некоторые номинанты и члены экспертного совета, в редакциях профильных киножурналов «Искусство кино» в Москве и «Сеанс» в Санкт-Петербурге. К трансляции присоединились кинематографисты, находившиеся в разных городах и странах. Дмитрий Давыдов, отмеченный за «Пугало» как лучший режиссер, вышел на связь из Якутии. Его картина всего на два голоса отстала от фильма Кончаловского, так что мэтрам есть о чем задуматься. Получившая награду за лучшую женскую роль в «Пугале» Валентина Чыскыырай-Романова тоже была в Якутске. Виктор Косаковский вышел на связь из Берлина, а вручал ему награду за документальный фильм «Гунда» Александр Сокуров из Петербурга. Елена Лядова и Владимир Вдовиченков называли актеров-номинантов в саду «Эрмитаж». Анна Друбич, отмеченная за музыку к фильму «Гипноз» Валерия Тодоровского, живет в Лос-Анджелесе, где виртуально и принимала «Белого слона». Дмитрий Геллер, чей мультфильм «Хозяйка медной горы» победил в анимационной секции, находился в Израиле. Илья Хржановский, отмеченный за проект «Дау» в категории «Событие года», приветствовал всех из Лондона, а его отец — классик мировой анимации в московской квартире принимал «Белого слона» за вклад и свой фильм «Нос, или Заговор «не таких».
В тот момент, когда награду вручали за «Блокадный дневник» оператору Ирине Уральской, в Сахаровском центре появились крепкие молодые люди. Один из них представился охране как скульптор. Проникнув в зал, где шла трансляция, они заявили о себе как представители «освободительного движения», но вступив в пререкания с организаторами и сотрудниками центра, пропустили свой выход.
Лучшую роль второго плана сыграла, по мнению критиков, Виктория Исакова в «Человеке из Подольска». Михаил Сегал отмечен как сценарист своего же фильма «Глубже!», а исполнитель главной роли Александр Паль стал лучшим актером. Вручая награду Сегалу, Андрей Звягинцев вспомнил, как получил от него сценарий «Глубже!» с предложением сняться в небольшой роли, и теперь сожалеет о своем отказе. «Я сегодня вспомнил о том, что в последний раз был на съемочной площадке аж в 2016 году, и стало как-то грустно. Но надеюсь, что скоро все будет в порядке», — сказал Звягинцев. А вот якутский режиссер Дмитрий Давыдов через два дня приступает к съемкам и в этом году сделает аж три фильма.
«Белого слона» получил художник-постановщик фильма «Серебряные коньки» Александр Загоскин. Среди дебютантов лидировал Филипп Юрьев с «Китобоем». В коротком метре победил фильм «Мы — значит» Игоря Марченко. Лучшим сериалом стал «Псих» Федора Бондарчука, который признался, что впервые его отмечают критики.
Сильное впечатление произвела речь Александра Сокурова, назвавшего документалиста Виктора Косаковского самым крупным режиссером нашего времени. Он отметил его гуманитарный дар и произнес слова, от которых лауреат едва не потерял дар речи: «Если у кинематографистов есть мессианская задача, то господь возложил ее на Виктора». У Косаковского уже стадо слонов, каждую его работу критики отмечают. Он предложил присвоить премии имя погибшего в ЦАР документалиста Александра Расторгуева: «Я мог бы сказать зверски убитого, но это было бы несправедливо по отношению к животным. Если мы знаем об убийствах и пытках и ничего не делаем, то кто мы? Свидетели или соучастники?» А потом он произнес речь в защиту животных, о которых и снял свою «Гунду». Оказалось, что за время церемонии убито 327 тысяч 14 свиней, а в прошлом году — 1,5 млрд. Такая же статистика по курам (66 млрд).
Речь Юрия Норштейна в адрес Андрея Хржановского прозвучала как эссе. Он говорил о том, что если искусство занимается сложными вопросами, переводя их в смысл человеческого бытия, тогда мы становимся свидетелями художественных открытий. Не раз художественные произведения были оболганы, освистаны, а потом вдруг мы становились свидетелями того, что это и есть открытие нюансов, без которых человек задыхается. Сам лауреат солидаризировался с Кончаловским в одном: «Белый слон» — самая почетная награда для кинематографиста. Он поздравил критиков с тем, что они сохраняют стойкость духа в ситуации бездействия Союза кинематографистов, находящегося в плачевном состоянии.