В «Гараже» показали спекуляции эпохи коронавируса

33 художника представили фейковые сценарии — от абсурдных до пугающе реалистических

«Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена» — первый большой проект «Гаража» после локдауна. Музей предложил художникам занять любую дистанцию по отношению к текущей ситуации и рассмотреть спекуляции (от лат. speculation — высматривание) в широком философском смысле. В итоге из 1000 заявок было отобрано 33, из которых получилась фантазийная картина сценариев — от абсурдных до пугающе реалистических.

33 художника представили фейковые сценарии — от абсурдных до пугающе реалистических
На выставке «Выбирая дистанцию» - одна из утопических картин

«Гараж» в своем репертуаре. Выставка «Выбирая дистанцию» закручена в сложносочиненный интеллектуальный триллер, который нужно читать по знакам-идеограммам (около каждого объекта по два символа) и текстам-описаниям (без них сложно что-то понять).

Навигация по выставке организована как в компьютерной игре — зрителям предлагается следовать по дорожкам из светящегося матового стекла со стрелочками-указателями направления движения.

Центральным объектом первого уровня этой игры-бродилки становится инсталляция группы «МишМаш». Перед нами 24 башни-скульптуры, заключенные в стеклянные колбы, словно редкие растения, они выставлены по кругу среди голых веток деревьев. Объекты расположены на подиуме в форме золотого круга, а над ним в центре подвешена загадочная кормушка-храм. В колбах заключены странные скульптуры — некие фантастические редкости, которые далеки от классических представлений о красоте и эстетике. Скорее это антиэстетика: «Новая изысканно-жуткая красота — прихотливая и уродливая, невзрачная и патетическая, открытая необъяснимости мира по ту сторону причинно-следственных связей», — объясняют авторы Миша Лейкин и Маша Сумнина. Не случайно инсталляция называется «Конструктор для Дэвида Юма», в честь шотландского философа, который считал, что наше познание всегда связано с фантазиями и созданием несуществующих объектов и миров, а также содержит в себе широкие возможности самого разного рода заблуждений. При этом наше восприятие основано на опыте, который выстраивает общий вид познаваемой реальности.

Инсталляция группы «МишМаш»

Инсталляция группы «МишМаш» становится своего рода эпиграфом, который определяет философию и метод всего проекта. Каждая следующая работа — это фантазия на тему пережитого человечеством опыта пандемической действительности, и она рисует новую, возможную и невозможную, реальность.

Некоторые сценарии словно списаны с литературных утопий. Группа «Архiv», например, оживляет пейзаж с классической заставки на компьютере, превращая его в лаунж-зону для отдыха. Перед нами искусственный газон, на котором пасется коза, точнее, ее макет с роутером на голове. Коза блеет, можно лечь рядом на травку и почувствовать себя в искусственной версии алтайской природы.

Макет кинетической подсветки Франциско Инфанте

Художница из Саратова Дарья Правда создает мистическое пространство тайного общества «Торус», которое будто бы существовало в конце ХIХ столетия. В полутемном зале мы встречаемся с медиумом Елизаветой Прибытковой, она смотрит с портретов, ее дух словно витает в воздухе, отражаясь в многомерных зеркалах. Согласно легенде, женщина разработала технику электрического тела — практику развития сознания, с помощью которой становится возможным познание высших миров. А в 1896 году она отправилась на остров Земли Франца-Иосифа — место, которое «наилучшим образом подходит для связи с электрическим телом звезды», и бесследно исчезла…

Мистический зал «Электрическое тело»

Другая «спекуляция» погружает зрителя в VR-игру, где можно бродить по неведомой фантастической земле, купаться в бассейне и возносить мольбы к богам, придуманным художницами — участницами группы ШШШ (30 девушками). В виртуальной реальности есть дом, куда зритель попасть не может, зато может увидеть, как новоявленные боги, например, гигантская пушистая печенька (злой бог), танцуют в гостиной. Это своеобразный цифровой оммаж «Женскому дому» Джуди Чикаго и Мириам Шапиро — терапевтическое размышление об ограничениях и трансформациях в ситуации локдауна.

Зал группы ШШШ, откуда можно путешествовать в виртуальный мир

Пройдя все этапы игры в «спекуляции» остается ощущение шаткости мира, мы не знаем, что нам готовит будущее, но сценариев развития великое множество. И даже самые фантастические, пугающие и абсурдные имеют право на жизнь. А дальше все зависит от того, как мы воспримем и переварим этот опыт. Однако прогноз скорее позитивный — человек, как таракан, умеет адаптироваться к любым ситуациям и способен даже в самой страшной тьме увидеть свет.

Злой бог из vr-проекта группы ШШШ

Два других проекта тоже об иллюзиях сознания и изменчивости мира. Первый — документально-исторический — под названием «Настоящее время, несовершенный вид» представляет придуманные, продуманные, спроектированные идеи, которые так и не были реализованы. По разным причинам. Так, когда-то известный художник Франциско Инфанте разработал концепцию световой иллюминации центра Москвы, но так и не смог добиться одной подписи. В советское время такое случалось нередко, как и сегодня. А в 1970-х группа архитекторов предлагала на месте «Шестигранника» Жолтовского, который собирается реконструировать «Гараж», построить танцевальный зал на 1750 человек. Но не случилось. Стоит только представить, что все разноплановые архитектурные и выставочные концепции были исполнены, — и понимаешь, насколько другой могла бы быть наша реальность.

Выставка «Невидимый звук»

Второй проект — первая персональная выставка в России одного из главных представителей искусства новых медиа Давида Кларбаута под названием «Невидимый звук». Зритель оказывается среди масштабных фотографий, где запечатлены море, птицы и праздник. Мы смотрим на эти, смоделированные с помощью технологий, фотографии, и они кажутся нам понятной и близкой реальностью. Но это обман. Кажется, мы подсознательно слышим шум моря, крики птиц и праздничный гул. Но вместо них играет «музыка из лифта», ненавязчивый звуковой фон. Снова обман. Реальность шатка и полна иллюзий, в которые человек эпохи медиа учится играть…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру