Основные проблемы связаны, по словам отборщиков, не столько с наличием фильмов — их хватает, сколько с приездом гостей. Даже имеющиеся договоренности с потенциальными членами жюри могут в любой момент рассыпаться. Получить согласие на приезд еще как-то можно, но вот каким образом доставлять гостей в Москву, через какой Марс или Венеру добираться, как шутят организаторы?
Пока названы только шесть картин главного конкурса: немецкая лента «Кровопийца» — марксистская история про вампиризм, китайская «Кофейня в поле», где тоже есть русский след, где разыскивают космонавта после падения космического корабля. «Голубое сердце» из Кубы расскажет о мифическом будущем, возникнут фигуры Барака Обамы и Фиделя Кастро. Из Ирана привезут историю о пожилой матери и ее сыне, снятую женщиной-режиссером. Будет и очередная экранизация «Равнодушных» Альберто Моравиа, где главную роль сыграла Валери Бруни-Тедески. Россия представит в конкурсе фильм «Последняя милая Болгария» Алексея Федорченко.
В разных секциях богато заявлены женщины-режиссеры. Свою программу представит Израиль к годовщине дипломатических отношений с Россией. Женский крен пока не распространяется на существование раздельного актерского приза, как это происходит в некоторых странах, где нет уже деления на женские и мужские роли, а есть единая награда за лучшую роль. Одну из программ ММКФ предложено переименовать в соответствии с запросами времени: «Режиссерки XXI века».
Две программы связаны с локдауном, но посвящены скорее внутренней самоизоляции, и снимались они в условиях карантина. Покажут работы учеников Александра Сокурова нового призыва. И хотя отборщики говорят о том, что заканчивается век сериалов и наступает век короткого метра, первые серии отечественных и зарубежных сериалов на большом экране все-таки представят. Среди них «Контейнер», где героиня Оксаны Акиньшиной зарабатывает на жизнь суррогатным материнством и оказывается вопреки всеобщей практике в доме богатого клиента в исполнении Филиппа Янковского.
Увидят зрители отреставрированные копии итальянских фильмов — от братьев Тавиани до Лилианы Кавани с ее «Ночным портье», а также программу аквамюзиклов «золотого века» Голливуда под названием «Эстер Уильямс —повелительница воды». Американской актрисе 8 августа исполнилось бы 100 лет. Она скончалась в 2013 году, ей был 91 год. А ММКФ при помощи ретроспективы решил пошутить на тему аквадискотеки.
Еще одна ретроспектива посвящена Иву Монтану и Симоне Синьоре, которой 25 марта исполнилось бы 100 лет. Ее часто называли супругой Монтана, поскольку он был более популярен, и на ММКФ хотят восстановить историческую справедливость и лишний раз доказать, какой величайшей актрисой она была. Покажут фильмы «Лед и пламень», «Салемские колдуньи», «Признание», где они вместе снимались. Монтана в СССР очень любили. Вместе супруги приезжали в Москву в 1956 году, а в 1963-м посетили ММКФ. Но после выхода «Признания», где речь шла о событиях 1968 года в Чехословакии, наступило охлаждение, и по воле советских официальных властей имя Монтана было вычеркнуто из титров фильмов, его песни больше не звучали по радио, а пластинки исчезли. Перед каждым фестивальным сеансом будут показывать хронику с участием Монтана и фрагменты фильма «Поет Ив Монтан» Сергея Юткевича и Михаила Слуцкого.
В документальной секции — номинированная на «Оскар» чилийская картина «Агент-крот», китайская лента «76 дней» о коронавирусной больнице в Ухане. В январе в Лос-Анджелесе скончался британский кинорежиссер Майкл Аптед, который был членом жюри неигрового конкурса на ММКФ и помог возродить его документальную программу. В память о нем покажут его документальные ленты, включая «Долгую дорогу домой» о Борисе Гребенщикове, а также три игровые картины. Россия будет представлена фильмом «Дуров» об основателе Telegram.