За долгожданную «перезагрузку» музея с богатой коллекцией декоративно-прикладного искусства, насчитывающей тысячи экспонатов XVIII–XX веков, взялась Алина Сапрыкина. Она начинала свою творческую карьеру в «Гараже», работала арт-директором Artplay, потом возглавляла и модернизировала Музей Москвы, теперь пришла сюда, чтобы изменить вектор развития музея. И для начала открыла выставку «100 историй», которая предлагает современный взгляд на исторические предметы из коллекции музея. Она предложила специалистам и известным людям выбрать на свой вкус по одному экспонату из фонда и написать короткое объяснение — почему выбор пал именно на этот предмет. Вещи сразу зазвучали по-новому.
Художник и коллекционер Кирилл Данелия, например, выбрал кружевной занавес вологодского мастера, созданный в 1960 году, как раз незадолго до первого полета человека в космос. Кружева сплетаются в мечту — о звездах и возможности оставить свой след во Вселенной. Актер и гонщик Николай Фоменко выбрал небольшую скульптуру «Пушкин и царь»: композиция изображает поэта под фонарем, мимо которого проезжает автомобиль с привилегированным пассажиром. «Именно в таких работах видна жизнь, которая не подвержена давлению идеологий и пропаганд, жизнь чистая и настоящая… Тонкий юмор и терпение — основные русские качества», — написал Фоменко. Историк моды Александр Васильев выбрал оригинальный женский костюм, украшенный вышивкой, отметив, что тогда, в 1985-м, в стране назревали большие перемены, случившиеся не только в политике, но и во всех сферах жизни. А певица Монеточка, не так давно выпустившая альбом «Декоративно-прикладное искусство», выбрала фигурку слона из бересты и написала в пояснении цитату из Евтушенко: «Россия — родина слонов».
Главный редактор «МК» Павел Гусев обратил внимание на керамический бюст Всеволода Мейерхольда легендарных Кукрыниксов, созданный в 1925 году, напомнив в пояснении о гениальности театрального деятеля и его трагической судьбе. Скульптура выставлена рядом с бюстом Константина Станиславского тех же Кукрыниксов: она была создана на 12 лет позже, в 1937 году, за год до смерти режиссера, как раз, когда он пытался помочь своему ученику Мейерхольду. Через год после смерти Станиславского Мейерхольд был арестован, обвинен в контрреволюционной деятельности, его расстреляли в 1940-м.
По декоративному искусству советского времени можно «читать» историю эпохи — за узорами можно было скрыть от строгой цензуры запрещенные мысли. Поэтому ваза, платок или тарелка могут рассказать больше, чем живопись, просто нужно уметь вглядываться. Декоративный «язык» сложнее, чем кажется на первый взгляд. Так что даже палехская шкатулка превращается в сложносочиненный роман с тонким юмором. «Единственным прибежищем совести и чести, местом опоры души оставалась культура. А сакральным местом, сосредоточением ее стали объекты с шелестящими страницами, испещренные значками, буквами, знания и понимание которых оставляло последнюю веру и опору остаться человеком, в какое бы сложное время мы ни жили», — говорится в пояснении режиссера Ильи Хржановского к шкатулке «Изба-читальня». Древнерусский, почти иконописный, стиль рассказывает об иконах и летописцах новой эпохи…
— Это мой первый кураторский проект в Музее декоративного искусства, который показывает один из способов актуализации коллекции, — рассказывает «МК» Алина Сапрыкина. — Я предложила людям разных профессий, возрастов, эстетических предпочтений выбрать интересные им предметы из собрания за период с 1922 по 1991 год. Каждый участник написал небольшое эссе, которое стало важной частью выставки, наряду с произведениями искусства. Получилось исследование, которое рассказывает о советском времени и о том, как в нас сегодня откликается та эпоха.
Помимо проекта «100 историй» в музее недавно открылась молодежная выставка «ZOOM», куратором которой выступила художник Диана Мачулина. Название выставки становится новой версией «Отцов и детей». Студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ, то есть поколение «зумеров», исследуют искусство своих условных родителей, поколения «бумеров», и создают собственные произведения, включая в диалог поколений и экспонаты из коллекции музея. Выставка превращается в актуальный анализ связей старины и современности, к тому же в ней читается утверждение, что кризиса поколений нет: новой поросли художников есть что сказать своим предкам и потомкам. Выставка должна привлечь в Музей декоративного искусства молодое поколение зрителей. Сапрыкина надеется, что вскоре преобразится и весь музей.
— Мы планируем переделать постоянную экспозицию, сделать ее логичной по устройству и современной по оформлению. Просмотр будет начинаться из одного крыла с самых ранних произведений из фонда музея и вести нас в другое крыло, экспонаты будут распределены по хронологии создания и сгруппированы тематически.
Помимо этого главный куратор намерена обновить коридоры музея, кафе, сувенирный магазин, создавать в теплое время года активности в парке музея и много чего еще. «Об истории можно и нужно говорить на современном языке», — уверена она. И в этом начинании остается лишь пожелать удачи. Декоративное искусство сегодня как никогда актуально, так что «перезагрузка» как нельзя кстати.