Цифровой коллаж продали за фантастическую сумму в 69,3 миллиона долларов

Успех продажи NFT-картины художника Beeple заставляет задуматься о перспективах digital art

Цифровая работа «Everydays: The First 5000 Days» художника Майка Винкельманна, известного как Beeple, ушла с молотка на аукционе Christieʼs за 69,3 миллиона долларов. Тем самым став самым дорогим в мире полностью цифровым произведением искусства (не имеющим физического носителя), записанным в виде NFT, и третьей по величине аукционной ценой за работу ныне живущего художника. Сенсационный факт продажи произведения стал манифестом искусства, свободного от физического носителя, уверены эксперты.

Успех продажи NFT-картины художника Beeple заставляет задуматься о перспективах digital art
Фото: christies.com.

тестовый баннер под заглавное изображение

Работа Beeple, проданная на аукционе, представляет собой коллаж из всех изображений, которые художник ежедневно публиковал в Сети в течение пяти тысяч дней, начиная с 2007 года. На протяжении 13 лет художник создавал абстрактные, фантастические, гротескные и абсурдные произведения, в которых отразил «одержимость общества и страх перед технологиями; желание и отторжение богатства и недавние политические потрясения в Америке», говорится на сайте аукционного дома. Торг за лот стартовал со 100 долларов, аукцион длился несколько недель, а в последние 20 минут цена взлетела до небес. 

История наделала много шуму как раз из-за факта продажи jpg-изображения в виде NFT – ведь это не просто коммерческая сделка, а манифест нового искусства, свободного от физического носителя. Ныне не только классический «холст/масло» уходит в прошлое: теперь предметность вовсе не обязательна.

 – Думаю, что сам факт существования и продажи произведения в формате jpg и использование технологии NFT художником Beeple является новым подтверждением теории, освобождающей искусство зависимости от материального формата. Фактически была продана интеллектуальная концепция и монетизирована в нематериальной валюте, – считает художник-концептуалист Татьяна Шерстюк.

Как, собственно, работают невзаимозаменяемые токены (Non-Fungible Token) – блокчейн в искусстве? Технология NFT предлагает решение по онлайн-сертификации произведения искусства и его хранения в децентрализованном реестре. Изображению присваивается уникальный цифровой идентификатор, который легко проверить в режиме реального времени.

– Первый дизайн блокчейна был опубликован в 2008 году, а история невзаимозаменяемых токенов началась еще позже, – рассказывает «МК» программист Антон Коваленко. – Это структура данных, которая позволяет обойтись без одного центрального доверенного сервера. Технические свойства блокчейна таковы, что благодаря этой системе нельзя подменить историю изображения, то есть архив доказывает авторство. Можно оцифровать картину, потом ее уничтожить физически, но останется цифровой слепок.

Именно это недавно произошло с произведением знаменитого художника Бэнкси. 3 марта его работу «Morons (White)» сожгли в прямом эфире, а цифровая копия в виде NFT была продана за 95 тысяч долларов. Важно, что на черно-белом трафарете изображены участники аукциона, на который выставлена картина с надписью: «Не могу поверить, что вы, дебилы, действительно покупаете это дерьмо». 

– Технология NFT никак не связана с правами на произведение искусства. Блокчейн не дает возможности запретить публикацию. Просто используется криптографическое доказательство авторства, которое может проверить любой, – добавляет программист. – То, что какой-то коллекционер купил цифровую работу, – это некий символ, художественный акт. В этом есть характерное для современного искусства безумие. 

Добавим, что это не первая успешная продажа NFT-картины Майка Винкельманна. В конце февраля был продан видеоролик длиной 10 секунд в виде токена за $6,6 млн. На торги его выставил коллекционер из Майами Пабло Родригес-Фрейл, который приобрел токен на видеоролик в октябре 2020 года за $67 000. То есть за считанные месяцы стоимость актива взлетела в 100 раз.

На своих страницах в соцсетях Beeple выкладывает цифровые картины разного содержания. Это может быть мегаполис, из которого прорастают мухоморы, робот, предлагающий собаке корм на фоне разрушенного города, демонический Винни-Пух или нарисованный Трамп без половых органов, которого клюют птицы… На сайте художника помимо ссылок на соцсети всего одна цитата о нем: «Он создает множество художественной чепухи в самых разных средствах массовой информации. Некоторые из них нормальны, но многие из них взрывают задницу. Он работает над тем, чтобы сделать это менее отстойным каждый день, хотя и так терпите его...»

– Почему цифровое искусство так резко взлетело в цене? Насколько оно перспективно на арт-рынке?

– Прогрессивные коллекционеры чувствуют, что на рынке происходят революционные изменения, – считает специалист аукциона ArtSale.info Владимир Богданов. – История искусства в наши дни пишется особенно быстро. И нельзя упустить возможность стать первым.

В 2018 году на Christie’s впервые продали картину, созданную нейросетью группы Obvious, за 432 500 долларов. А вчера впервые продали уникальную криптозапись о праве на оцифрованный коллаж Beeple за 69 миллионов долларов. Нет сомнений, что оба эти события войдут в учебники. И тот, кто сделал эти покупки, одновременно купил себе место в истории.

Суммы настолько ошеломительные, что неизбежно породят волну скепсиса. Будет много разговоров про «хайп», «разводку» и «король-то голый». И это будут говорить примерно те же люди, что проспали феномен криптовалют и любят порассуждать, что биткоин – это пустышка. Но вот насколько быстро арт-токенизация и новые виды цифрового искусства будут приняты обычными коллекционерами – это вопрос. Думаю, это растянется на несколько лет.

Новое принимают тяжело и со скрипом. Так же, со скрипом, принимали фабрично-тиражный подход Уорхола: дескать, как это, почему так много экземпляров и почему их делает не сам художник вручную? Со скрипом рынок принимал видеоарт: дескать, как можно покупать то, что легко скопировать? Так что арт-токены тоже будут принимать долго и с подозрением. Критическая масса еще не набрана, речь идет о разовых случаях, и вряд ли можно говорить, что все цифровое искусство взлетело или взлетит в цене. Но с этого момента на него начали смотреть серьезнее – это точно. Это перспективно. И для нас вчерашний день дал серьезный повод начать разбираться в этой теме: что такое токены, какие форматы цифрового искусства появляются и с чем их едят. Времена наступают интересные...

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28496 от 15 марта 2021

Заголовок в газете: Цифровой манифест монетизировали

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру