«Капитанская дочка» — казалось бы, идеальный сюжет для музыкального спектакля. Любовь, героизм, приключения, четкий конфликт, яркие персонажи. Тем не менее в истории музыки пушкинской повести не очень везло. Не приобрела популярности партитура Цезаря Кюи. Так и не увидела свет заказанная Большим театром опера Михаила Ермолаева. Был балет Тихона Хренникова и рок-опера Андрея и Ольги Петровых. Пару лет назад мюзикл с таким названием и музыкой Максима Дунаевского украсил афишу Театра у Никитских ворот. И вот — Музыкальный театр в Барнауле создает спектакль, в центре которого не Петруша Гринев с Машей Мироновой, не Пугачев и даже не русский бунт, бессмысленный и беспощадный, а… Лихо. Лихо представлено в двух актерских воплощениях — вокальном (Дмитрий Иванов) и пластическом (Владимир Давыдов). У Лиха есть большая группа поддержки, некое персонифицированное зло, наполняющее собой атмосферу русской жизни, такой нестабильной и всегда готовой к социальному взрыву. Выразительные костюмы Елены Турчаниновой и оригинальная пластическая хореография Татьяны Безменовой превратили ансамбль лихой свиты в цельный сценический образ — агрессивный и красивый одновременно.
Музыка Евгения Загота, как обычно, сочетает яркий шлягерный мелодизм, многообразие простых и внятных жанров, создающих очень конкретные образы, с довольно сложными построениями, наполненными жесткими гармониями и речитативами в духе уэбберовского симфорока. Партитура полна драматизма и насыщена контрастными музыкальными событиями. А по-другому здесь и нельзя: сам сюжет повести Пушкина, прекрасно пересказанный Кареном Кавалеряном при помощи стихотворных текстов и разговорных диалогов, буквально нашпигован резкими поворотами сюжета, внезапными вспышками конфликтов, сменой ролевых приоритетов. Вот только, кажется, на первый план вышел истеричный подлец Швабрин (эмоционально насыщенная работа Насими Нариманова), но тут же его отодвинула нежная, но отважная, не по эпохе самостоятельная Маша (обладательница сильного и красивого голоса Мария Евтеева).
Удивительный и очень интересный образ Петруши Гринева создает Андрей Булгаков. Режиссер Константин Яковлев и исполнитель этой роли с успехом развивают пушкинскую идею: Гринева, который сто раз мог бы погибнуть в водовороте страшных событий, спасают его врожденная честь и благородство, перед которым пасуют даже враги. Его странная дружба с Пугачевым, в которой тем не менее нет ни тени измены или предательства, — гениальный сюжетный ход Пушкина, ставший для авторов спектакля знаковой темой. Возможно, именно она стала импульсом, который значительно воздействовал на трактовку образа Пугачева. В исполнении Сергея Автоманова — это не бомжеватый злодей со спутанной бородой, а статный красавец с иконописным лицом и царской осанкой. Такого и за государя признать не стыдно. Моменты жестокости, столь реалистично прописанные в литературном оригинале, здесь вполне сознательно отодвинуты на задний план. Мы не увидим болтающихся в петле капитана и капитаншу Мироновых. Зато во всей красе насладимся милостью самозванца, лозунг которого прост и величествен: казнить, так казнить, миловать, так миловать.
В музыке Евгения Загота много запоминающихся мелодий. Особенно удаются композитору ансамбли — действенные, конфликтные, сочетающие различные вокальные нюансы в партии разных персонажей, они близки оперным образцам. Есть в мюзикле и абсолютные хиты: лирический — любовный дуэт Маши и Гринева, и драматический — духоподъемный казачий хор, безудержная песня русской вольницы. Вот подхватить бы ее — и двинуться на борьбу за свободу, волю, за лучшую жизнь… Ведь и Пугачев уверен, что пришел к народу с добром. Только вот уж больно это добро смахивает на Лихо.