Дашкевич рассказал о вундеркиндском детстве умершей от коронавируса Людмилы Лядовой

"Ее музыку можно сравнить с брызгами шампанского"

10 марта умерла после заражения коронавирусом композитор, пианистка и певица Людмила Лядова. Совсем немного не дожила она до 96-летия, которое пришлось бы на 29 марта. В конце февраля Людмила Алексеевна была госпитализирована и боролась с болезнью — увы, тщетно. Лядова написала более 800 песен, которые исполняли Иосиф Кобзон, Тамара Миансарова, Гелена Великанова, Эдуард Хиль. О легендарной женщине и музыканте мы поговорили с ее коллегой — композитором Владимиром Дашкевичем.

"Ее музыку можно сравнить с брызгами шампанского"

— С Людмилой Алексеевной вы, наверное, знакомы давно?

— Помню ее с юных лет. Конечно, приятно было бы сегодня поздравлять с днем рождения Александра Зацепина. Но в жизни соседствуют радость и горе. В этот же день мы скорбим по поводу кончины Людмилы Лядовой, ставшей целой эпохой в нашей эстрадной музыке. Она сочиняла и пела детские песни. Ее молодость пришлась на тяжелые военные годы. Родилась Людмила Алексеевна в Свердловске, где рано и очень успешно начала заниматься музыкой, стала прекрасной пианисткой, выступала с симфоническим оркестром, исполняла Первый концерт Чайковского, концерты Мендельсона. Но неожиданно в ней проснулось вокальное и композиторское дарование. Она прекрасно пела, и жизнь вывела ее на советскую эстраду.

Прекрасно помню дуэт Людмилы Лядовой и Нины Пантелеевой. Две красивые, легкие, веселые девушки пели зажигательные и стремительные песни. Я очень люблю «Чудо-песенку» — одну из самых светлых песен того времени, хорошо передающую атмосферу счастья, царившего после войны. Люди дожили до Победы, теперь все будет хорошо. «Чудо-песенка» Лядовой для меня стала олицетворением нашего детства.

Но у Людмилы Алексеевны были и серьезные песни. «Старый марш», который первым исполнил Иосиф Кобзон, с огромным успехом звучал на всех военных парадах и в воинских частях. А какая прекрасная песня «Барабан» на слова Шаферана! При всей легкости и непринужденности в них чувствуются переживания поколения, сбросившего с себя войну.

— В чем, по-вашему, феномен успеха Лядовой в советское время?

— Я ее совершенно не представляю в миноре. Она сочиняла мажорные песни. Формально они могли быть и в миноре, но в целом это всегда стремительность, легкость, азарт и женственность, что не часто встречается в музыке. Я бы сказал одно слово — «обаяние». Творчество Лядовой было обаятельным.

— Как вы думаете, почему у нее не сложилась биография в кино?

— Эстрада сама по себе очень увлекает. Людмила Лядова была концертирующей певицей, что предполагает плотный график, постоянные концерты, гастроли. Кино требует от композитора нахождения на одном месте, предполагает работу с режиссером. Мне кажется, что Людмила Алексеевна сознательно ушла от кино. Предложения наверняка были. Она четко представляла, где ее место, и одна из немногих в музыкальном мире сразу смогла найти себя. Несмотря на то что был большой соблазн стать пианисткой. Она и оканчивала консерваторию как пианистка. В 11–13 лет была вундеркиндом. Представляете, выступала в таком юном возрасте! Но эстрада взяла свое. Кроме того Людмила Лядова работала на телевидении, написала прекрасные циклы детских песен, которые дети до сих пор с удовольствием поют. На этом фоне кино с его более аскетичным укладом было не таким уж и привлекательным. В киномузыке пальма первенства принадлежит режиссеру, а кинокомпозитор должен уметь к нему прислушиваться, отказываться от того, что мог бы сам сыграть и спеть. Людмила Алексеевна была человеком волевым, и не факт, что она сработалась бы с жесткой режиссурой того времени. Требования очень строгие: сочинить в срок то, что конкретно требуется для монтажа, эпизода, стиля картины. Да и выйдет ли это в свет? А песни Лядовой перескочили через кинематограф, сразу ушли в народ. Мне кажется, поэтому с кино история у нее и не завязалась.

— Известно ли вам, как Людмила Лядова жила в последнее время?

— Она заразилась и умерла от ковида. В таком возрасте вылечиться от него чрезвычайно сложно, хотя она была женщина очень крепкая и здоровая. Наверняка боролась до конца. Но тут ничего не поделаешь. Это еще одно напоминание о том, что COVID-19 — болезнь опасная, и всем надо быть готовым к сюрпризам, которые может преподнести коварный вирус. Не знаю, успела ли она сделать прививку.

— Людмила Алексеевна была очень привлекательной женщиной.

— Она была обаятельной и всегда вызывала хорошее настроение. Это входило в ее правила игры, что большая редкость в нашем музыкальном мире, где минора гораздо больше. Но у нее все было по-другому.

— Наверное, поэтому она так всем нравилась, мужчинам в том числе.

— Конечно. У мужчин она имела успех. Ее жизнь была жизнью концертирующей звезды, что всегда обрастает всякого рода подробностями, на которых я не хочу останавливаться. Очень жаль, что из нашей жизни ушла еще одна выдающаяся звезда, женщина-композитор, что вообще большая редкость! В ней было столько света! Ее музыку можно сравнить с брызгами шампанского, и мы едва ли услышим что-то подобное.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28494 от 11 марта 2021

Заголовок в газете: Скромное обаяние Людмилы Лядовой

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру