В беседе с корреспондентом «МК» Борис Непомнящий рассказывает, что впервые сделал несколько иллюстраций к роману «Братья Карамазовы» в 1978 году. Это были четыре графических листа, выполненные в технике цветного офорта. Исследователи обращают внимание, что «образы офортов отстранены от зрителя, они где-то там, далеко. Они очищены от бытовых черт, но вместе с тем вполне узнаваемы и не противоречат тексту». Особенно ярок образ Ивана Карамазова, демонстрирующий размышления героя над «проклятыми» вопросами о мире, Боге, «слезинке ребёнка». Непомнящий воплотит в рисунке, пожалуй, самую ключевую сцену романа Достоевского – историю о Великом инквизиторе, которому противостоит Христос.
- Когда я её читал, меня поразило, что в ней выражено ровно то, как я себе и представляю государство: не важно в каком времени – до нашей эры, в наше время, западноевропейское или российское, – делится впечатлениями художник. – Идея Бога у Достоевского наиболее ярко выражена именно в «Братьях Карамазовых». Особенно это чувствуется в рассуждениях старца Зосимы.
Портрет Зосимы сам Непомнящий считает наиболее удачным своим рисунком в этой серии. Он выступает своеобразным противопоставлением Великому инквизитору, олицетворяя смирение, духовную стойкость, верность избранному пути. По словам художника, передать мировоззрение Достоевского о человеке было невероятно сложно.
- В романе каждый герой со своей правдой, – говорит Непомнящий. – На мой взгляд, ошибка литературоведов, искусствоведов в том, что они начинают думать за писателя. Каким образом он хотел продолжить роман, как бы сложилось судьба Ивана, Дмитрия, Алексея? Якобы Алёша должен был стать кем-нибудь из революционеров. Хотя я мало в это верю. Алёша слишком добродетелен и наивен.
Куратор, новгородский искусствовед Татьяна Володина среди иллюстраций Непомнящего особо выделяет Федора Павловича Карамазова и Смердякова. Последний – один из зловещих персонажей романа – предстаёт молодым человеком, чьи глаза смотрят исподлобья. Старший же Карамазов отчасти напоминает актёра Марка Прудкина, сыгравшего Фёдора Павловича в знаменитом фильме Ивана Пырьева. Впрочем, при всех трактовках иллюстраций художника нельзя не отметить, что они блистательны по рисунку.
- Это паутинка, которая плетётся, и возникает законченный узор, – объясняет Татьяна Володина. – Непомнящий – художник-философ. Свою философию он не выставляет напоказ, но сам его рисунок заставляет размышлять о глубоком, о том, как менялась красота и страдание. Мы сами прочитываем эмоции, которые присутствуют внутри людей.
На полотнах Непомнящего зритель видит героев Достоевского будто через толщу времени, художник словно «вытягивает» их одного за другим. Оттого персонажи кажутся старше, чем в романе. В то же время их страсти и тревоги понятны и близки.
Символический аспект экспозиции дополняют картины, связанные с каждым из персонажей романа. Они располагаются на отдельной стене. Трепетный и милосердный Алеша ассоциируется у художника с иконой Богоматери с младенцем, а бунтарь Иван – с увесистым экземпляром революционной газеты «Колокол», на которую брошены очки. Сластолюбец Фёдор Павлович Карамазов представлен граненым графином и рюмкой, а дьявольский Смердяков – томиком «Вечеров на хуторе близ Диканьки», и, конечно же, тяжелым пресс-папье с женским лицом.
Выставка, посвящённая Достоевскому, не случайно открылась в музее Пушкина. Великий поэт всегда занимал одно из главных мест для автора «Братьев Карамазовых». Примечательно, что летом 1880 года, за несколько месяцев до первой публикации романа, на открытии памятника Пушкину в Москве писатель произнёс свою знаменитую речь. В ней Достоевский сформулировал главную роль Пушкина в русской и мировой культуре – его всемирность:
«…Мы уже можем указать на Пушкина, на всемирность и всечеловечность его гения. Ведь мог же он вместить чужие гении в душе своей, как родные. В искусстве, по крайней мере, в художественном творчестве, он проявил эту всемирность стремления русского духа неоспоримо, а в этом уже великое указание. Если наша мысль есть фантазия, то с Пушкиным есть, по крайней мере, на чем этой фантазии основаться… Жил бы Пушкин долее, так и между нами было бы, может быть, менее недоразумений и споров, чем видим теперь. Но Бог судил иначе. Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем».
Тайну русской души и человеческих страстей унёс и Достоевский. Её до сих пор разгадывает весь мир, пытается её постичь и Борис Непомнящий. Художник собирается завершить цикл иллюстраций к «Братьям Карамазовым», изобразив сцены романа и взаимодействие героев.