Выбор артистки на роль главной героини — безошибочен. Наталия Быстрова — красивая, изящная, с прекрасным голосом, яркой индивидуальностью и мастерской мюзикловой техникой пения — именно та Вероника, которая могла поражать сердца, да и все прочие органы мужского населения Венецианской республики. Статус куртизанки в Венеции сравним со статусом японской гейши: это прежде всего женщина, с которой можно поговорить. Причем на любую самую интеллектуальную тему — от поэзии до философии.
Все сюжетные коллизии спектакля — а они, как в детективе, не дают отвлечься ни на минуту — почерпнуты из истории.
Вероника действительно потомственная куртизанка. Она на самом деле была выдающейся поэтессой своего времени, книги которой издавались при ее жизни. Писала философские трактаты, была редактором поэтических сборников, автором сонетов, ее упоминает в своих записках Монтень, портрет пишет Тинторетто. Она пережила эпидемию чумы, предстала перед судом инквизиции и, самостоятельно защищаясь, выиграла его! Но при этом была куртизанкой, правда, «чтимой» (этот термин означал принадлежность к высшей касте древнейшей профессии). Среди ее любовников — король Генрих III. В спектакле этот факт подан как политический ход венецианцев: в благодарность за незабываемую ночь с Вероникой король Франции отрядил 100 кораблей в поддержку венецианского флота для сражения с турками.
Режиссер Алина Чевик и художник Сергей Новиков создали очень красивую среду: здесь и величественные венецианские дворцы, и лестницы, и гондолы, скользящие по сцене, не хуже, чем лодка в бродвейском «Призраке оперы». Костюмы Виктории Севрюковой просто роскошны. Цветовая гамма, текстура тканей, фасоны — полное ощущение, что ты оказался внутри картин Веронезе, Беллини или Джорджоне.
Характеры не плакатны, не однокрасочны, как это часто бывает в музыкальных спектаклях. Персонажи сложны, они развиваются, их обуревают противоречия и сомнения. Такова и сама Вероника, избравшая столь «особенную» профессию. Таков и Марко Веньер в прекрасном исполнении Максима Катырева. Эта пара проходит разные стадии в своих отношениях. И каждый поворот оказывается совершенно не предсказуемым.
Замечательные актерские работы у Василия Ремчукова (Маффио), Глеба Косихина (Дож), Светланы Криницкой (Паола, мать Вероники). Ее арию, в которой она обучает дочь секретам профессии, стоит внимательно послушать каждой женщине (браво автору стихов Сергею Плотову!). Есть здесь и чудесные комедийные роли — Александр Каминский (епископ) и, конечно, Александр Бабик в роли короля Генриха. Его куплеты в духе итальянской оперы-буфф вызвали настоящие овации.
Музыка Александра Журбина, как всегда полная красивых мелодий, очень непроста. Профессионал сразу обратит внимание на сложные тональные планы, нетривиальные созвучия, метроритмические и ладовые изыски (композитор часто использует здесь фригийский лад), разнообразие жанров, среди которых особое место у тарантеллы. Журбин — настоящий мастер музыкально-театральной драматургии. Хотя мюзикл имеет, на первый взгляд, номерную структуру (в ней немало разговорных диалогов), однако ни на один «номер» действие не останавливается. Наоборот — в ариях и ансамблях сюжет продолжает интенсивно развиваться, характеры героев раскрываются по-новому, что рождает ответные реакции других персонажей. А если и есть некие остановки, то они абсолютно на месте. Как, например, один из хитов мюзикла — элегия Вероники, в которой она исполняет собственный сонет. Это очень красивая и оригинальная ария, которая могла бы сделать честь современной опере.
Оркестр звучит выразительно и драматично. Музыкальный руководитель и дирижер Константин Хватынец внимателен к деталям, которых в этой партитуре немало. Экспрессия, свойственная маэстро, как нельзя лучше соответствует высокому эмоциональному градусу этой музыки.
Трудно представить, как этот спектакль впишется в современный социокультурный контекст с его феминизмом, харассментом и прочей ерундой: авторы спектакля явно не подвергают критике прекрасную Веронику. Они откровенно восхищаются ею. За что им большое спасибо. Радостно, что «Московская оперетта» продолжает устойчиво исповедовать принципы гендерной однозначности. Так держать!