Презентация началась с награждения почетной грамотой и золотым знаком СТД РФ Бориса Голдовского — историка и теоретика театра, драматурга и сценариста, педагога. Награду ему вручил заместитель председателя СТД РФ Геннадий Смирнов. Он же зачитал послание главы Союза театральных деятелей Александра Калягина, в котором тот назвал выход энциклопедии большой победой, случившейся во многом потому, что 2019-й был объявлен Годом театра. Именно тогда, два года назад, и стартовала работа над масштабным изданием. Над ним трудились 150 человек: 108 авторов статей, 20 редакторов и 20 с лишним специалистов, обеспечивших технический процесс подготовки текстов. Помощь оказали Министерство культуры РФ, Роспечать и Фонд культуры.
— В этой энциклопедии сошлись воедино разные направления театра: опера, балет, мюзикл, оперетта, современный танец, театр кукол, современный драматический театр, — рассказывает корреспонденту «МК» редактор издания, профессор кафедры истории зарубежного театра ГИТИСа Дмитрий Трубочкин. — Мне очень нравилось, что, перелистывая страницы, я от певца перехожу к драматическому актеру, от классической балерины — к знаменитой драматической актрисе, поблизости оказываются Александринский театр и Большой театр. Мне показалось, что это перелистывание создает хорошее впечатление о современном театральном процессе, когда все рядом.
Именно современный театр последних двадцати лет занимает одно из главных мест масштабного проекта. В этом отличие нынешней энциклопедии от первой, выходившей в 1960-е годы. Кроме того, большое внимание уделено театральным деятелям в регионах. Про многих из них энциклопедические статьи появляются впервые. В энциклопедическом формате впервые напишут и о многих театрах страны.
Что до театрального наследия, то ему, по словам Дмитрия Трубочкина, будут посвящены четвертый и пятый тома: «Великие имена» и «Великие спектакли». Причем про спектакли в энциклопедическом формате еще никто не писал.
— Наша цель — создать такие научно-достоверные статьи, чтобы сам факт отбора в тома «Великие имена» и «Великие спектакли» означал образ нашего наследия, которое является живым, формирует наш современный театральный процесс. Такой взгляд на нашу историю из современности, — говорит Трубочкин.
На презентации выступал и гендиректор музея имени Бахрушина, куратор направления «Сценография», член редакционного совета Дмитрий Родионов. Он присоединился к создателям энциклопедии, чтобы поучаствовать в формировании образа современного театра, написать про людей, которые его делают сегодня. Бахрушинский музей подбирал иллюстративный материал для издания. За это время коллекция музея значительно пополнилась фотографиями современных артистов.
Представители Роспечати и Минкульта обещали помочь в подготовке новых томов театральной энциклопедии.