В шорт-лист в категории, еще недавно называвшейся «Лучший фильм на иностранном языке», а теперь — «Лучший международный фильм», в число 15 претендентов вошла российская картина «Дорогие товарищи!» Андрея Кончаловского. Его «Дом дураков» уже выдвигался от России на «Оскар». А «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» он сам отозвал еще на этапе делегирования в России, сославшись на то, что бороться за обладание премией нелепо, поскольку он много раз критиковал голливудизацию российского кинорынка. «Рай» Кончаловского в 2017 году прошел в шорт-лист «Оскара» в числе девяти претендентов, но в окончательную пятерку номинантов не попал.
«Дорогие товарищи!» уже удостоены наград фестивалей в Венеции и Чикаго. Кончаловский снял своего рода античную трагедию, в которой героиня Юлии Высоцкой виделась ему Антигоной, но неожиданно происходящее на экране совпало с событиями в стране. На протяжении десятилетий почти никто не знал о том, что произошло в Новочеркасске в 1962 году, где погибли 26 человек, 87 были ранены, а семерых приговорили к смертной казни. Больше сотни человек оказались в местах лишения свободы. Убитых тайно вывозили из города, хоронили в заброшенных могилах, иногда по двое-трое. Только в 1990-х появилась информация о трагедии. Фильм Кончаловского как раз и рассказывает о расстреле мирной демонстрации в Новочеркасске, где родилась его жена, исполнительница главной роли Юлия Высоцкая, сыгравшая убежденную коммунистку и фронтовичку. Это черно-белая картина, искусно снятая оператором Андреем Найденовым.
Среди конкурентов Кончаловского — «Еще по одной» датского режиссера Томаса Винтерберга, получившая обойму наград от Европейской киноакадемии, чешский «Шарлатан» Агнешки Холланд, фильмы из Ирана, Румынии, Норвегии, Тайваня, Франции. Еще одна интересная для нас картина — «Снега больше не будет» польского режиссера Малгожаты Шумовской, главным героем которой стал массажист Женя из Припяти, узнавший семейные тайны обитателей респектабельного коттеджного поселка, — в шорт-лист не вошла.
В номинации «Лучший полнометражный документальный фильм» представлены «Гунда» живущего в Испании питерского режиссера Виктора Косаковского и американская лента «Добро пожаловать в Чечню» Дэвида Франса, сопродюсером и оператором которой стал россиянин Аскольд Куров. Напрямую отношения к России они не имеют.
Премьера «Гунды» состоялась в феврале прошлого года на Берлинском кинофестивале. Она снята в копродукции Норвегии и США, а главной героиней стала норвежская свинья Гунда. На протяжении всего фильма она окружена десятком новорожденных поросят. На скотном дворе выделяется одноногая курица, побеждающая выпавшие на ее долю испытания. Это тоже черно-белая картина, в ней нет слов, только хрюканье и сопенье. Гунда, как всякая порядочная свинья, любит поваляться в грязи. Ее примеру пришлось последовать и Виктору Косаковскому, чтобы снять свою героиню.
Мировая премьера «Добро пожаловать в Чечню» Дэвида Франса состоялась на американском кинофестивале «Сандэнс». Затем на Берлинале она получила приз зрительских симпатий и была показана в сети НВО. Картина рассказывает о том, как активисты с невероятным риском вывозят из Грозного молодых ребят и девушек нетрадиционной ориентации. Среди героев фильма — чеченский певец Залимхан Бакаев, который исчез в 2017 году, дочь высокопоставленного чиновника, спасавшаяся от шантажировавшего ее дяди.
Режиссер Аскольд Куров — выпускник киношколы Марины Разбежкиной, известный по фильму «Процесс» об Олеге Сенцове. Теперь он как оператор снял «Добро пожаловать в Чечню», который выдвинут на соискание «Оскара» еще и в номинации «Визуальные эффекты», где обычно фигурируют игровые картины: героям фильма предоставили чужие лица, чтобы никто их не узнал.
Об особенностях создания фильма «МК» рассказал Аскольд Куров:
— Дэвид Франс прочитал в «Нью-Йорк таймс» статью о том, что происходит в Чечне, и решил снимать фильм. Он не мог сразу приехать, начал искать оператора в России, и ему порекомендовали меня. Поскольку наши герои скрывались от преследований, опасались, что обо всем узнают их родственники и чеченские силовики, надо было их убедить в том, что участие в фильме станет важным документом для правосудия. Их внешность была полностью изменена. Впервые в кино применили технологию deep fake, которая раньше использовалась в роликах в качестве приколов. Больше 20 человек в Нью-Йорке согласились предоставить свои лица в качестве «щитов». Их сняли в студии с разных ракурсов, особым образом оцифровали и с помощью искусственного интеллекта наложили на лица героев. Лица дублеров полностью повторяли их мимику и движение глаз. В «Ирландце» Мартин Скорсезе использовал ту же технологию, но на лицо Роберта Де Ниро накладывалось лицо самого актера в более молодом возрасте. В нашем фильме это вообще другие лица.