Талгат Баталов родился в Ташкенте, окончил там театрально-художественный институт, работал в театре «Ильхом», и только потом сложилась его театральная карьера в Москве, что в данном случае имеет значение, поскольку поставленный им спектакль связан с мультикультурными проблемами. В его основе - популярный роман Мишеля Уэльбека о закате Европы, вышедший в 2015 году. Как раз тогда произошел теракт в редакции французского журнала Charlie Hebdo, на страницах которого была напечатана карикатура с предсказанием Мишеля Уэльбека о том, что в 2022 году он будет соблюдать пост в Рамадан.
Адаптировал роман для сцены актер и драматург из Минска Дмитрий Богославский. Работая над спектаклем, Талгат Баталов переписывался с автором романа, который был удивлен тем, что его «Покорность» ставят в России. Уэльбека даже пригласили в Москву на репетиции, но приехать он отказался, сославшись на то, что живет где-то в лесу. Во Франции его роман поставить в ближайшее время, видимо, не удастся. Зато немецкая экранизация его «Элементарных частиц» с Морицем Бляйбтроем в главное роли оказалась востребована. В спектакли «Покорность» есть визуальные отсылы к этой картине.
Вместе с героями «Покорности» зрители оказываются в недалеком будущем, когда к власти приходят представители мусульманской организации. Даже университет, где преподает главный герой, меняет курс. Отныне карьеру могут сделать только принявшие ислам преподаватели.
В тот момент, когда спектакль выпускался, эта тема была горячее. Пандемия слегка отодвинула ее на второй план и сделала не такой обжигающей, но это и хорошо. Больше спокойствия и возможности неспешно поговорить о том, как радикально меняется наш мир. «Мы все можем встать перед выбором какого-нибудь повального крещения, принятия мусульманства или чего угодно другого: конфессия не важна. Главное, если ты не с нами, значит, ты против нас. Какая религия в данный момент приходит к власти – не суть важно, а важно то, что все прежние ценности будут нивелированы. И если ты не принимаешь новые правила, ты на обочине. Тебя не берут в будущее. Наш спектакль именно про это», – говорил Талгат Баталов, выпуская спектакль.
В театральной программке сообщается, что во Франции Уэльбека называют Карлом Марксом секса, что он известен критическим отношением к исламу, а четыре мусульманские организации подали на него в суд, обвинив в разжигании расовой ненависти. В расчете на самого неискушенного зрителя, подробно расписано, что такое Сорбонна, декадентство, либерализм и джихад.
Спектакль идет на Малой сцене, и актеры максимально приближены к зрителю. При этом, как это теперь происходит повсеместно, их голос усиливают микрофоны, убивающие мгновения тишины и позволяющие перекричать иллюстративно подкрепляющую чувства героев музыку. Видеопроекция расширяет картину мира, раскрашивает утомительные для кого-то интеллектуальные разговоры университетской среды.
Роль профессора Сорбонны и французского интеллектуала сыграл Владимир Мишуков. Актер по образованию - о чем многие и не подозревали, когда он появился в кино и сразу же обратил на себя внимание. Журналисты воспринимали его как коллегу с фотокамерой в руках. Действительно, Владимир достиг высот в новом деле, стал не просто фотографом, но фотохудожником. И вот спустя несколько лет, появилась возможность выйти на театральную сцену.
Сам факт приглашения Владимира Мишукова на роль профессора за сорок, пребывающего в смятении чувств, интересующегося студентками, испытывающего весь спектр сомнений, присущих среднему возрасту, весьма рационален. Франсуа все время говорит о сексе, его посещают девушки по вызову. А за Владимиром Мишуковым закрепилась слава секс-символа новейшего кино.
Началось все с «Рыбы-мечты» Антона Бильжо, где он сыграл скромного корректора, ставшего героем-любовником после встречи с «русалкой». Так в 50 лет, что само по себе уникально, этот шлейф потянулся за актером. Роли ему предлагают соответствующие. Вспомним, «Содержанок» Константина Богомолова, фильм «Слоны могут играть в футбол» Михаила Сегала, хотя тут все сложнее. Герой Владимира Мишукова у Сегала гиперсексуален, но при этом ему не нужен никто, он как охотник с фоторужьем. В «Покорности» девушкой его мечты окажется Мириам (ее попеременно играют Стася Милославская и Вера Колесникова), но с ней придется расстаться не только потому, что вместе с семьей она покидает Францию и переезжает в Израиль, чтобы избежать тягот нового мироустройства. Просто пришло время расстаться.
Франсуа предстоит сделать выбор: остаться верным себе или принять ислам. Алексей Розин, которого многие знают по фильмам Андрея Звягинцева, играет брата Жоэля, к которому идут на исповедь, и Робера Редигера, возглавившего Сорбонну после смены власти. У него состоится разговор с Франсуа, своего рода тест на лояльность, после которого тот сделает «правильный» и удобный для жизни выбор. Коллега Франсуа по Сорбонне – Стив – чуть раньше принял новые правила без угрызений совести и сомнений и чувствует себя хорошо. Эту роль сыграл актер Андрей Фомин, известный также как устроитель масштабных светских мероприятий. Вообще актерский состав интересный. В спектакле занят прекрасный артист Валентин Самохин, а в другом составе играет Наталья Павленкова. Один за другим герои облачаются в мусульманские одежды, чтобы уцелеть в новом мире. Цена вопроса одна, плата разная.