Школа авангарда в Музее Москвы. «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда». Здесь собрано более 1000 экспонатов (и дополнительно воссоздали по чертежам авангардные конструкции). Они показывают, как трансформировалась система художественного образования после революции 1917 года. ВХУТЕМАС — это кузница искусства новой эпохи, арт-лаборатория, где строили новый мир визуального. Главный творческий институт страны, где работали Николай Ладовский, Любовь Попова, Александр Куприн, Александр Родченко, Владимир Фаворский и др. Проект открыли «сырым» (недоставало этикеток и описания работ), но за время карантина он «доварился» и оброс параллельной программой: онлайн-встречами в стиле легендарной школы авангарда. Музей Москвы начинает вновь «зачислять» на факультеты ВХУТЕМАСа и погружать в атмосферу авангарда.
«Обратный отсчет» в Московском музее современного искусства. Первая серьезная ретроспектива классиков концептуального искусства Игоря Макаревича и Елены Елагиной, начинавших свой творческий путь в 1970-х, словно перематывает время. Погружение в прошлое начинается с фотоальбома от тех лет к этим и показывает всю остроту концептуального языка художников. На смену революции начала века пришла жесткая идеология в искусстве, и только в годы «оттепели» критическое искусство начало вылезать из подполья. Фотоальбом, превращающий первый зал проекта в машину времени, переносит нас на заснеженные поля, где Елагина и Макаревич в составе группы «Коллективные действия» устраивали тайные акции-перформансы, или на Венецианскую биеннале, где нас сегодня нет. Каждая работа на выставке резонирует со временем и строится на лаконичной знаковой форме, иронии и философии. «Читать» Елагину и Макаревича можно в корпусе на Гоголевском бульваре.
«Красивая ночь…» в «Гараже». Выставка построена на «блате». Работы на выставку выбирали эксперты, руководствуясь обычными человеческими чувствами — любовью, жадностью, азартом. Выборщики приглашали друзей, родственников, возлюбленных, продавали места на аукционе и разыгрывали в лотерею. Все эти связи на виду — так Триеннале показывает, насколько крепки и разнообразны личные связи в мире актуального искусства России. Может, и нет никаких критериев оценки искусства? Все решают чувства, и они важнее объективности? Такими вопросами задаются кураторы проекта.
«Запертые чувства» на «Фабрике». В зале «Оливье» пространство превратится в большую квартиру, заполненную картинами и инсталляциями периода тотальной изоляции весны 2020 года. «Запертые чувства» — это история про эмоции, которые мы испытывали в замкнутом пространстве. «Весной мы были ограничены в передвижениях и были вынуждены заглядывать внутрь себя. Каждый день как День сурка. Моя задача показать эмоции, чтобы пережить их снова и отпустить», — рассказывает автор проекта художник Марина Звягинцева. На выставке представлены шесть интерактивных инсталляций. Так, проект «Упаковка эмоций» разместится в настоящем холодильнике, но вместо продуктов там будут бутылки с меланхолией, тревогой, депрессией, радостью. Другая работа позволит буквально окунуться в эмоции: искупаться в биотипии, написанной с помощью лучей проектора (биотипия — авторский метод, где поток краски отпечатывается на текущей воде). «Запертые чувства» — как вакцина или купание в крещенской проруби — это способ очищения от прошлого стресса, необходимого, чтобы шагнуть в будущее на позитиве.
«Так никто не делает» на Винзаводе. В галерее «Файн арт», которая в середине декабря потеряла своего куратора, галериста Ирину Филатову, открывается символичная выставка-посвящение. «Так никто не делает» — это принцип Ирины, собственный почерк — филатовский. Она выбирала искусство на стыке техничной живописи и актуальных смыслов. Таково творчество и Анастасии Кузнецовой-Руф, выставка которой станет первой в галерее после ухода ее бессменного куратора. Проект готовился более двух лет. В экспозицию войдет 19 новых картин Анастасии. Картины написаны угольным карандашом на холсте в стиле «вирированной живописи» — с фотографической точностью воспроизводят сюжеты, напоминающие детские сны. Вот мальчик находит под кроватью армию своих друзей, а девочка с жадностью пьет последний стакан сока, оставшийся на столе от праздника, или девушка, плывущая над горами… Это картины с настроением — радостью и тонким мастерством. Как и любила Ирина Филатова.