– Мы уже три месяца собираем здесь выставку русского кинетического искусства, – рассказывает куратор Юлия Аксенова. Когда-то она работала в Третьяковке в отделе новейших течений у Андрея Ерофеева, а теперь привезли сюда выставку из Петербурга – как раз о новейшем. Проект был презентован летом 2020-го в «Манеже», а теперь добрался до Москвы. «Лаборатория будущего» – крупнейшая выставка кинетического искусства России, представляющая работы этого направления с момента его начала – в послевоенный период. В его основе лежит идея трансформации: подвижность, изменчивость, нестабильность — определяющие качества для динамических произведений.
На входе в «Лабораторию будущего» – огромная святящаяся сфера: спираль кружится в фиолетовой полутьме под космическую композицию «Воскрешение» ростовской электронной группы «ППК». Концепция этого визуально-звукового объекта – целый манифест, от коллектива «Движение». Он начинается со слов футуролога и основателя арт-движения Льва Нусберга, написанных им в 1966 году: «Планеты Земля кинеты! Мир сегодня: «Требую своих форм и символов! В ХХ веке техника обручила искусство с наукой». Фантазия человека безгранична, и теперь есть новые инструменты для ее раскрытия. Члены современной арт-группы к словам первого советского кинета от себя добавляют предложение – создать Всемирный институт кинетизма. Пора, - остается лишь сказать, глядя на арт-объект, похожий на неведомую планету: пространственная фигура переливается разными цветами и отбрасывает волновые светящиеся линии на стены вокруг. Кажется, ты уже в будущем.
Пройдя космическую зону движения, мы попадаем в саму лабораторию. В ней четыре раздела, которые переходят один в другой и отмечены условно – цветом. Каждая глава смешивает произведения разного времени в сложный коктейль техно-арта. Все вокруг двигается, звучит, мерцает, живет своей механизированной жизнью. Но каждая зона здесь словно отдельная галактика – существует по своим законам.
– Это лаборатория зрения – здесь про процесс визуального восприятия и эксперименты по его расширению. В черной зоне, – Юлия показывает налево. В той стороне зала на фоне космической темноты висят работы от ранних живописных опытов художников-космистов до современных авторов, например, екатеринбургской арт-группы «Куда бегут собаки», которые с помощью технологий ХХI века сочинили огромные снежные. Высокомеханизированные пластиковые роботы танцуют по зимнему полю, запрограммированные на определенную схему движений.
Следующая галактика называется «Лаборатория искусствометрии» – она в белой зоне. Здесь представлены работы, в которых важна симметрия, точный расчет, объективация творческого процесса. Как сделать искусство прекрасным с помощь математики. Здесь искусство, созданное по математическим законам. На светлом фоне выделятся работа современного художника Ромы Сакина, который заставляет линии парить в воздухе. Красные бруски подвешены к потолку за веревочки, можно покрутить механизм рядом с ними, и линии перестроятся в новую композицию. Автор предлагает несколько вариантов с инструкцией по управлению. Рядом искусство его предшественника – классика Франциско-Инфанте. А следом за ним – произведения-роботы художника Дмитрия Морозова, выступающего под авторским псевдонимом vtol.
Третья зона окрашена в голубой, она называется Лаборатория среды. Если белый раздел больше про проектирование, то этот – про реализацию высокотехнологичного искусства в архитектуре и дизайне, театре, это выход в реальное пространство. В архитектурной части можно найти работы Августа Ланина, Якова Чернихова: чертежи и схемы обустройства городов, утопические парящие кинетические конструкции и проекты оформления Ленинграда к 50-летию Октябрьской революции, выполненные группой «Движение» в 1967 году, кибертеатр Льва Нусберга, эскизы костюмов Малевича и Лисицкого к опере «Победа над Солнцем»…
Четвертая зона – насыщенно синяя – это лаборатория синестезии. Она про полисенсорность восприятия, здесь представлены работы, которые задействуют одновременно два и более сенсорных органов чувств. То есть, когда вы смотрите на свет, а у вас звуковые ассоциации. Эту главу открывает работа Сергея Филатова: зритель оказывается в темном зале, над головой мерцают красные огонь, и вместе со светом возникает звук и вибрация. Справа от этой инсталляции терменвокс – электромузыкальный инструмент, придуманный еще в 1920 году советским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом в Петроград. Только этот преобразован современным автором: одной рукой на нем можно играть цветом и светом (от движения руки рядом с устройством на экране напротив возникает динамичное абстрактное изображение), а другой – создавать музыку, не касаясь объекта. Терменсвокс реагирует на движение и преобразует ваши движение в мелодию и картинку.
Словом, не выставка – а космический корабль. Будущее, глядя на которое, разбегаются глаза, а в ушах жужжит. Будущее для активного пользователя современности с выходом в прошлое –даже старая фотография здесь вдруг может ожить...