«Горе от ума» Грибоедова
Проверенная временем русская классика из школьной программы, заученная и замученная не одним поколением советских и российских школьников. Однако художественный руководитель Молодежного театра Алексей Бородин смотрит на нее как на более чем актуальную пьесу — о нас сегодняшних, о наших надеждах, о противостоянии времени и личности.
Алексей Бородин: «Грибоедов довольно зло и остро написал про компанию людей, которые держатся за способ жизни, где окончательно распределены роли и расставлены приоритеты. Чацкий не готов принять такое положение дел. И все факты, события, разворачивающиеся в богатом московском доме Фамусова, выталкивают его в… никуда. Где он собирается найти «оскорбленному чувству уголок»? И что это за уголок — тут большой вопрос».
«Карету мне, карету!» — в отчаянии произносит в финале Чацкий. А карета — вот она, родимая, в натуральном размере поджидает вольнодумца. Надо сказать, что пространство «Горя от ума», сочиненное художником Станиславом Бенедиктовым, максимально открытое и белое, как нынешняя снежная зима, как образ Москвы, да и всей России. А карета в этом белом пространстве — главный элемент, к тому же не стоит на месте. Изготовлена она по чертежам художника, обита натуральной кожей, фонари внутри загораются. На это историческое транспортное средство возлагается особая миссия: соединить прошлое с настоящим.
«Горе от ума» обещает стать масштабной постановкой, которое захватит сцену, зал и даже ложи, объединенные светом и проекциями. Из элементов декорации создадут двенадцать отдельных пространств — и это, по мнению художника, обеспечит путешествие по большому дому Фамусова. «И карета везде просматривается. И костюмы у нас не исторические, потому что основной посыл — «Горе от ума» 200 лет спустя», — говорит Бенедиктов.
В роли Чацкого выступит Максим Керин, прославившийся в спектакле «Цветы для Элджерона» и киноработами («Духless», «День дурака», «Хождение по мукам»). На роль Фамусова режиссер неожиданно назначил Алексея Веселкина, известного еще и как телеведущего и шоумена. В спектакле также заняты Ирина Таранник, Дарья Семенова, Даниил Шперлинг, Александр Рагулин и другие.
«Звезда вашего периода». МХТ им. А.П. Чехова
Спектакль с таким интригующим названием готовит Рената Литвинова. Сама написала пьесу и сама сыграет в ней главную роль. Это вторая режиссерская работа актрисы в Художественном театре, но первая предназначенная для большой сцены. О какой же такой звезде и какого периода расскажет историю бесспорная звезда нашего периода Рената Литвинова?
Рената Литвинова: «Я давно мечтала поставить в театре спектакль о кино и кинодивах. О любви взаимной и несчастной, о служении своей единственной музе — кино, которую нельзя предавать, иначе она отомстит. Я вдохновлялась фильмами Александрова с Любовью Орловой, фильмами с Валентиной Серовой, с Гретой Гарбо. Картинами таких режиссеров, как Орсон Уэлс, Билли Уайлер, Эрнест Любич, — все они снимали «кино про кино».
А у Литвиновой будет театр про кино. Про то самое кино и тех самых кинозвезд, масштаб личности которых оправдывает любые поступки. И жизнь которых похожа на сон золотой, нередко наяву оборачивающийся кошмаром. События разворачиваются в московской квартире звезды советского кино второй половины XX века и не лишены опасности и риска.
По словам Литвиновой, пьесу она написала за три недели, сидя день и ночь у себя на кухне и диктуя текст помощнице. Роли режиссер Литвинова перекраивает и доделывает на ходу под актеров, с которыми уже работала на спектакле «Северный ветер», — Кирилла Трубецкого, Софью Эрнст, Марию Фомину. Но впервые в ее новую постановку войдут Юрий Чурсин, Софья Евстигнеева, Михаил Рахлин. «У меня всегда так: я редактирую текст под конкретных актеров и под мизансцены — что-то сокращаю и обожаю добавлять сцены воспоминаний и, конечно, снов». Свое театральное кино Литвинова делает с людьми из киноиндустрии — художниками Сергеем Февралевым и Ниной Ивановой. Ну а музыку к «Звезде вашего периода» напишет тоже звезда — Земфира.
«Ходжа Насреддин». Театр Наций
Амбициозный проект во многих смыслах, где ключевое слово — впервые. Это первый опыт Театра Наций в жанре кукольных постановок, а для режиссера с мировым именем в кино Тимура Бекмамбетова — первый спектакль в этом театре. Он же выступил и соавтором пьесы.
Тимур Бекмамбетов: «Я много лет мечтал рассказать историю Ходжи Насреддина, талантливого и парадоксального персонажа, который все переворачивает с ног на голову. Но поскольку мир и так перевернут, то у Насреддина в итоге все оказывается на своих местах. Мы создали образ легендарного трикстера восточной цивилизации, и у нас вышла пьеса о свободе, любви и правах человека. В общем, о проблемах и чаяниях всех времен вплоть до сегодняшнего дня».
Впервые к истории Ходжи Насреддина Бекмамбетов подступился еще летом 2019-го на сайт-специфик-лаборатории «Свияжск АРТель», где с казанскими актерами он подготовил и показал эскиз спектакля. А уже в Театре Наций сказочный сюжет перевел в формат кукольного театра. Фольклорный персонаж мусульманского Востока Ходжа Насреддин — бродяга, философ и плут, любимый Бекмамбетовым с детства, но, по задумке авторов спектакля, на первый план выходит еще один герой — ишак, которого Насреддин выкупает у старого хозяина и по ходу повествования старается привить ему главные человеческие ценности.
Амбициозности кукольному проекту 12+ добавят артисты, которые озвучат семь кукол. Так, Ходжа Насреддин и его ишак заговорят голосами Константина Хабенского и Евгения Миронова. Другие роли озвучили Чулпан Хаматова (Махаббат), Елизавета Боярская (кобылица), Виктор Вержбицкий (эмир Тимур), Игорь Золотовицкий (хозяин) и Инга Оболдина (Фатима). А автором кукол, режиссером и художником-постановщиком спектакля стала лауреат театральной премии «Золотая маска» Анна Викторова, которая руководит петербургским театром «Кукольный формат» («КУКФО»). Спектакль решен в эстетике черно-белого кино, отсылающей к советской картине «Насреддин в Бухаре» производства 1943 года, которая, кстати, в свое время произвела на Тимура Бекмамбетова большое впечатление.
«Король Лир». Театр имени Евгения Вахтангова
«Король Лир» по пьесе Уильяма Шекспира в постановке Юрия Бутусова — первая премьера на Основной сцене в год 100-летия театра. Тот самый «Лир», где один неосторожный поступок, одно правдивое признание, и устойчивый мир рушится. В основе шекспировской трагедии, написанной в 1605–1606 годах, историческая хроника XII века «История бриттов», в которой рассказывалось о некоем короле Леире, который после шестидесяти лет управления страной решил разделить свое государство между тремя дочерьми.
А мы вас посвятим
В заветные решенья наши глубже.
Подайте карту мне. Узнайте все:
Мы разделили край наш на три части.
История ослепления Глостера — вторая сюжетная линия трагедии, берет свое начало в романе Ф.Сидни «Аркадия». В создании «Короля Лира» Шекспир использовал и некоторые моменты из поэмы Э.Спенсера «Королева фей».
Юрий Бутусов: «Я думаю, сейчас время Шекспира, время потерь, потрясений, колоссальных изменений в технике, рождения новых звуков, смыслов, новая «Буря»…»
Короля Лира сыграет интереснейший артист из молодого поколения Артур Иванов. Он уже работал с Бутусовым на «Беге».
Артур Иванов: «Работа в «Лире» — это сложный, во многом трудный, но великолепный для меня опыт. Я стараюсь играть судьбу человека: такие поступки и такие беды могут случиться с каждым и в любом возрасте, поэтому у меня нет возрастного грима. Единственное, что режиссер попросил меня побриться».
Трех дочерей Лира репетируют Яна Соболевская (Гонерилья), Ольга Тумаркина (Регана) и Евгения Крегжде (Корделия). В спектакле также заняты Виктор Добронравов, Сергей Волков, Василий Симонов, Валерий Ушаков, Владимир Логвинов, Юрий Поляк, Юрий Цокуров. Интрига сохраняется лишь в том, кто будет шутом. Замечу, что во времена Шекспира, когда на сцене были только мужчины, шута представлял тот же актер, что играл и Корделию.
«Задняя часть слона». Школа современной пьесы
Комедия, и к тому же комедия положений, да еще и про нашу жизнь, — сегодня редчайший гость на театральной сцене. Ее автор — кинодокументалист Андрей Райкин, остро чувствующий юмор в том, что происходит вокруг. В его пессимистической комедии (так он определяет жанр) все узнаваемы: коррумпированные губернатор и чиновники, работники спецслужб, длинноногие красотки, падкие до чужого богатства, и актеры местного театра, запивающие горькую от того положения, в котором находятся. Вот и главный герой этой сатирической комедии Матвей Запорожец — актер местного ТЮЗа, играющий не Гамлета и не дядю Ваню, а… заднюю часть слона в детском спектакле. Но в один прекрасный день к нему являются «вежливые люди» и делают предложение, от которого невозможно отказаться. Даже если бы он очень захотел. Деваться некуда, и «в интересах госбезопасности» артист начинает работать «под прикрытием»: изображает беглого губернатора-коррупционера, с которым на свою беду имеет фантастическое сходство.
Роль двойника губернатора играет комедийный артист Юрий Чернов.
Юрий Чернов: «Мы постоянно слышим о зарплатах чиновников и злоупотреблениях их полномочиями. Как бессовестно они демонстрируют дорогущие часы, какие подарки дарят своим любовницам… И это все есть в нашем спектакле. С моим персонажем Матвеем Запорожцем происходит забавная история: ему надо перевоплотиться в нечестного губернатора.
Молодая режиссер из Литвы Грета Шушчевичуте возводит происходящее в сюрреалистический абсолют. Контрастная смена света, интерактив с залом, музыкальные номера с живой музыкой и вокалом из советского репертуара («С чего начинается Родина») — все это проявляет конфликт пессимистической комедии. А яркий репризный текст заставляет хохотать. Комедию российской действительности на сцене представляют Владимир Качан, Джульетта Геринг, Владимир Шульга, Ольга Гуселетова, Николай Голубев, Татьяна Веденеева, Максим Евсеев, Алексей Гнилицкий, Олег Царев.