Еще за полчаса до начала прощания с Борисом Грачевским, фойе Дома кино усыпано цветами. Их принесли почитатели, друзья, коллеги режиссера, о котором невозможно говорить в прошедшем времени.
— Он создал целую планету детского смеха и радости, — говорит о Грачевском ведущий праздничных торжеств, заслуженный артист России Александр Орадовский. — Он всегда улыбался, даже находясь в больнице. Для меня он жив, в сердце, в душе. Человек, обладающий вселенской энергией, профессор детского смеха. У него можно было научиться скромности. Когда я смотрю на экран, и звучит гимн «Ералаша», я испытываю невероятные чувства.
Но знаменитая заставка «Ералаша» не звучит в Доме кино. Вместо нее — люди в траурных одеждах, едва сдерживающие слезы. Плачет актриса Оксана Сташенко, дружившая с Борисом Грачевским. Она призвала журналистов сохранить о нем чистоту, поддержать его вдову Екатерину Белоцерковскую и их маленького сына Филиппа.
— Он был самым чудесным волшебником, — делится своими эмоциями Сташенко. — Он рядом с нами, здесь. Никто никогда не сочинит большего для деток. Надо помочь Кате, она так за ним ухаживала, бинтовала ножку, родила чудесного Филиппа.
Прощаются с Борисом Грачевском и молодые актеры «Ералаша». Саша Новиков снялся в 21 эпизоде культового киножурнала. Например, в серии «Закон подлости».
— Борис Юрьевич был уникальным человеком, — рассказывает Новиков корреспонденту «МК». — К каждому актеру находил свой подход, душа компании. У него был анекдот на каждый случай из жизни. Я часто обращался к нему за советом, и он всегда помогал. Мы вместе вели фестиваль «Ералаш», и когда у меня на репетиции вылетали из головы некоторые слова, мы вместе садились, составляли новый текст и вместе его учили. Однажды Борис Юрьевич спросил меня: «Новиков, сколько у тебя сюжетов?» А я обсчитался и говорю: «Двадцать». «Не ври, Новиков, двадцать один», — отвечает Борис Юрьевич. Он помнил каждый сюжет, кто в чем снимался, какие актеры, какой сюжет, какой сценарий, какой режиссер.
Каждый, кто вспоминает Грачевского, говорит о его лучезарной улыбке, которая не сходила с его лица. Продюсер, бывший руководитель кинофестиваля «Кинотавр» Марк Рудинштейн не исключил, что гран-при фестиваля будет носить имя отца «Ералаша».
— Я разговаривал с ним 30 декабря, и он сохранял оптимизм, не собирался умирать. Он считал, что в неплохом состоянии, — заявил Рудинштейн. — Он лежал в той же больнице, где и я лечился. Я позвонил главному врачу больницы и спросил, есть ли надежда на выздоровление Бориса? И она сказала: «Нет, никакой надежды нет».
Постепенно люди проходят в Большой зал, где начинается гражданская панихида. На сцене, усеянной цветами, — гроб. Рядом с ним сидят близкие Грачевского. С другой стороны гроба — стоит раввин, который совершает тихую молитву. А на экране один за другим идут кадры, где Грачевский живой, радостный, улыбчивый, светлый, в окружении друзей, детей из «Ералаша», актеров. Ведущий, друг Бориса Грачевского, актер Владимир Долинский с трудом подбирает слова.
— Сегодня один из самых черных дней в моей жизни. Не стало моего большого друга, большого талантливого ребенка. Последнее сообщение, которое он отправил мне: «Вова, мне хреново», — рассказывает Долинский со слезами на глазах.
Долинский зачитывает многочисленные телеграммы соболезнования от президента, премьера, министра культуры и других официальных лиц, а также от коллег, близких Грачевского, которые не смогли прийти с ними проститься. Среди тех, кто пришел, — актер Станислав Садальский, ведущий Юрий Николаев и Елена Малышева, поэт Владимир Вишневский, супруга Эммануила Виторгана, бизнесвумен Ирина Млодик, а также Бедрос Киркоров. Говоря слова памяти о Грачевским, он вспомнил Вангу и коронавирус.
— Это болезнь была и раньше, но экология была другая. Еще слепая Ванга говорила, когда к ней приходили: «берегите природу». Так пусть оставшиеся на этой земле, берегут планету. Сегодня мы едим не то, что надо, и иммунитет ослабевает. Но если мы будем улыбаться, делать добро, то победим болезнь. Пусть над могилой Бориса Юрьевича Грачевского земля будет пухом, легким, как смех, как улыбка.
К микрофону подходит и директор «Ералаша» Аркадий Григорян вместе с большой командой киножурнала. По его словам, Грачевский успел разработать план дальнейшего развития «Ералаша», и он продолжит существовать.
— Команда «Ералаша» на ближайшие два года, как минимум, сохранит дело Бориса Юрьевича. Мы четко знаем, куда идти и что делать, — сказал Григорян.
В свою очередь художник-мультипликатор «Ералаша» Юрий Смирнов со слезами признается, что за все 46 лет работы с Борисом Грачевским, они ни разу не поругались.
В конце церемонии к микрофону подходит вдова Грачевского Екатерина Белоцерковская. Она произносит небольшую речь, сдерживая подступающие рыдания.
— Ты был, есть и будешь. Будешь вечно в наших сердцах. Знаешь, ты, как никто, любил жизнь и любишь сию минуту. Ты — гениальнейший человек. Ты просто помни только об одном, что мы все тебя любим. Все твои дети тебя любят. И я тоже. Это не конец, мы обязательно встретимся вместе.
Церемония заканчивается. Пришедшие проститься с Борисом Грачевским покидают зал и спускаются в фойе, чтобы проводить режиссера в последний путь. Гроб выносят из Дома кино. Папа «Ералаша» уходит в светлый мир под громкие аплодисменты благодарных зрителей, в памяти которых навсегда останется его улыбка, юмор и доброта.