Он – деревенский. Родился в Орловской области. Вырос в деревне Неполоть. С детства приучен к крестьянскому труду. Косил, пас скот у умом. Приглядывая за коровами, многое передумал о жизни. Считает, что детство для этого – самая пора. В шесть лет вышел на сцену Дома культуры и прочитал стихи «Еще не все войны запаханы окопы». Заработал за выступление кулек конфет, тогда впервые попробовал шоколад. После школы работал на стройке, а в 16 лет пришел в студию при Орловском драмтеатре рабочим сцены, потом уже получил первые роли. Любил в молодые годы приходить на вокзал, смотрел на проходящие мимо поезда, мечтал и сам отправиться в большой мир.
Сын Валерия Баринова – Егор – рассказал «МК», что орловская порода отца, его энергетика завоевания города дают о себе знать постоянно: «Они им движут. Иначе он бы не поехал в Москву, ничего бы не добился в жизни». В 17 лет Валерий Баринов отправился в столицу, поступил в Щепкинское театральное училище, потом работал в театре в Ленинграде, имел роскошный репертуар. Но жажда вечного движения, которая жива в нем до сих пор, подтолкнула к отъезду в Москву. Было славное время в Малом театре, а потом уход из него. Ролей не давали, а время шло. Когда Валерий Баринов покинул Малый театр, его сайт разрывало. Зрители не могли этого простить. Зато снимался много, хотя всенародную славу принесли все-таки «Петербургские тайны» и последовавшие уже после них «Водитель для веры», «На ножах», «Ничего личного», «Агапэ», «Ранетки», «Кадетство».
Мама, которую Валерий Баринов навещал в Орле до ее последних дней, говорила сыну: «Ты только не надрывайся». Но с этим у него дела обстоят не очень. Он готов ради встречи со зрителями проделать невероятный маршрут. Три года назад на кинофестиваль в Читу он приехал из Бреста, где играл гробовщика Якова Бронзу в знаменитой «Скрипке Ротшильда» МТЮЗа. Только-только добрался до Сибири, тут же поехал на творческую встречу в Краснокаменск, где отбывал наказание Ходорковский. Потом рассказывал, что шахтеры там носят перчатки, сшитые опальным олигархом.
Валерий Баринов часто играет героев с отрицательным обаянием, хотя сам – радушный и приветливый человек. Но список негодяев, которых ему щедро поставляло кино, так велик, что некоторые режиссеры так и идут по накатанному пути, предлагая сплошных подлецов.
Своего сына Егора, ставшего теперь режиссером, Валерий Баринов пристрастил к профессии с юных лет, постоянно брал с собой на съемочную площадку. «Отец привел меня на «Мосфильм», когда мне было пять лет, а в шестилетнем возрасте я оказался в Театре Российской Армии. Он с самого начала видел во мне артиста», - говорит Егор. Они и теперь большие друзья, и совсем недавно вместе побывали на фестивале «Виват кино России» в Петербурге. Старшему Баринову зрители там прохода не давали. А дирекция фестиваля вручила ему награду к юбилею. Тогда-то многие из нас услышали одну удивительную историю спасения.
Однажды Валерий Баринов помог Светлане Крючковой выйти из затруднительной ситуации. «У меня был назначен концерт в Государственной Академической Капелле 9 января, - рассказала нам актриса. - Билеты проданы, а у меня температура 39, 9. В этот момент Валера приехал с гастролями в Петербург, и я его вовлекла в одну авантюру. Поскольку одна я не могла выстоять на сцене, предложила провести поэтический вечер вдвоем. И он согласился. Когда я уходила со страшными приступами кашля, он продолжал. Валера прекрасно читал, и он меня как друг просто спас». Присутствовавший при этом рассказе Валерий Баринов изложил свою версию: «Я не забуду тот вечер никогда. Пять лет назад мы отыграли спектакль в БДТ и вдруг мне сообщают: «С вами Светлана Николаева хочет поговорить». В трубке я услышал ее охрипший голос. У нас состоялся такой разговор: «Валера, я три раза отменяла концерт в Капелле» - «Ты хочешь, чтобы я вместо тебя читал? Да меня публика разорвет» - «Нет, давай отделение – ты, отделение – я» - «Нет, давай так: стихотворение – ты, стихотворение – я». Это был удивительный вечер. Как только Света закашливалась и уходила, я читал».
Валерий Баринов - мудрый человек. Нынешние времена ему, как и всем нам, даются нелегко. Но как артисту усидеть дома, жизнь-то безвозвратно утекает. «Неделя в наше время - огромный срок. Всякое может случиться, - рассуждает он. - Когда я договариваюсь о встрече, концерте, то добавляю как Толстой «ебж». Знаете, что это такое? Обязательно приеду, если буду жив. Когда-то Толстой сказал, что если ты хотя бы раз в день не подумал о собственной смерти, то прожил его зря. Я сначала подумал, что старик перегнул, но потом понял глубину его слов. Два важнейших события есть в нашей жизни: одно свершилось, второе обязательно случится, никуда от этого не уйдешь».