Васю Обломова ужаснула актуальность старой песни про президента

«Прошло десять лет, и реалии нисколечко не поменялись»

В минувшем году Вася Обломов, как и его коллеги, обломался со многими своими планами. При этом музыкант сумел найти положительный момент во всем происходящем. А еще Василий является автором новогодней песни, которая, кажется, еще долго не устареет. Мы обсудили с артистом онлайн-корпоративы, концерты в пандемию и экономию на записи.

«Прошло десять лет, и реалии нисколечко не поменялись»
Источник: пресс-служба артиста

— У тебя есть песня «Письмо Санта-Клаусу», она выпущена лет пять назад. Ты просишь у Санты новое телевидение, радио, интернет, полицию, президента. Каждая строчка до сих пор актуальна…

— Согласен. Хотя это ужас.

— Ты тогда предполагал, что пишешь идеальный российский новогодний трек на долгие времена?

— Нет, конечно, хотя к тому времени у меня уже был похожий опыт. На моем первом альбоме была песня «Письмо счастья», и в ней мы обращались к тогдашнему премьер-министру, а ныне президенту страны. И когда в 2011-м я ее сделал частью альбома, у меня возникли сомнения, вдруг она через полгода перестанет быть актуальной, герои сменятся, повестка уйдет. Но песня до сих пор в нашем концертном репертуаре, потому что ее герои по-прежнему на арене, а реалии нисколечко не поменялись. Так что история с «Письмом Санта-Клаусу» во многом повторилась.

— Минувший год, конечно, мог внести в список пожеланий некоторые изменения. Каким он стал для тебя?

— Большинство из того, что я планировал в прошедшем году, просто не сложилось. Из четырех клипов, которые хотел снять, получился только один. Все остальное отменилось. Вообще, исходя из произошедшего и в нашей стране, и в мире, мне совершенно не понятно, как дальше нужно жить.

— Многие твои коллеги пытались вести музыкальную жизнь в режиме онлайн. У тебя получилось открыть какие-то новые возможности при помощи современных технологий?

— Я уже давно сам отвечаю за производство собственного контента. У меня нет команды, которая что-то делает, а потом мне показывает.

Все, от написания песен до их записи в своей маленькой студии и производства клипов, я делаю сам. А несколько своих свежих клипов я еще снимал как режиссер и сценарий к ним придумывал. Так что технически для меня ничего не изменилось.

Онлайн-концерты я не люблю, мне они кажутся странным и нелепым занятием. Мы живем в то время, когда у любого артиста есть хорошо снятый и записанный концерт, который можно бесплатно посмотреть в интернете. Так что мне не понятно, в чем заключается магия и счастье наблюдения за тем, как артист выступает онлайн. Хотя некоторые даже корпоративы таким образом работали. И мне предлагали, но так и не случилось.

Вообще это довольно абсурдная затея: ты сидишь перед камерой с инструментом, поешь песни, а на той стороне люди выпивают и кивают головой. Но эта мода продержалась не больше месяца.

— То есть положительных сторон ты не увидел?

— Во всем случившемся есть один положительный момент. Кризис в музыкальной индустрии показал, как на самом деле в ней обстоят дела. Раньше пиратство сжирало львиную долю доходов артиста от продажи носителей, и ты был вынужден играть концерты уже потому, что это твой хлеб. Сейчас для поддержания артиста рублем публика может просто наслаждаться его песнями на легальных платформах. И это стало проще, чем качать песни из каких-то торрентов. Таким образом, мы можем понять, сколько людей на самом деле нас слушают. И мой основной доход в этом году — деньги, которые поступают за стриминг.

— Еще тебе удалось хоть и немного, но все же поиграть живьем. К концертам сейчас какое-то странное отношение. Они вроде бы не запрещены, но после того, как выступление Басты попало во все федеральные новости, артист стал чуть ли не главным злодеем…

— На мой взгляд, это абсолютная нелепость. Ведомство определяет правила, артист их соблюдает, но его все-таки штрафуют, а площадку закрывают. Видимо, Васю решили назначить виноватым за то, что люди не носят маски.

Что касается нас, мы успели сыграть всего пару клубных концертов в августе и в ноябре. Организаторы чуть ли не в мэрии согласовывали количество билетов, которое можно продать, клеили на полу желтые ленты для соблюдения дистанции. Но если люди считают нужным обнять друг друга, ты не можешь им запретить. Ты можешь предупредить, но не заставить человека надеть маску. Каждый для себя проводит собственные границы.

— Многие концерты и туры уже переносились по несколько раз. У тебя есть прогноз относительно сроков возрождения концертной жизни?

— У нас есть крупный международный издатель, через которого мы работаем с музыкальными онлайн-магазинами. Видимо, они там у себя во Франции сели, подумали и еще в апреле написали всем своим артистам письмо, в котором предположили, что индустрия вернется к докризисному состоянию не раньше осени 2021 года. Мы, конечно, усиленно делаем вид, что ничего страшного не произошло и вскоре все восстановится. Но, мне кажется, добром это не кончится. Прогноз насчет осени 2021 года выглядит слишком оптимистичным.

— За десять лет, в течение которых ты выпускаешь музыку под именем Васи Обломова, у тебя вышло шесть альбомов. За это время музыкальная мода двигалась по сложной траектории, и до последнего времени хип-хоп выполнял роль нового рок-н-ролла. По своей манере писать стихи ты в некоторой степени напоминаешь рэпера, при этом у тебя нет ни одного хип-хоп-трека. Почему?

— Я внимательно слежу за музыкой, мне интересно знать, как звучит жизнь, как звучит время. Естественно я замечаю тенденции и вижу, как все меняется.

Тот же рэп в начале нулевых звучал совершенно не так, как он звучит сегодня. Я на все это смотрю и понимаю, какие краски модной музыки для меня приемлемы, а какие будут выглядеть в моем случае очень нелепо. Я не считаю, что все артисты должны завести Тик-Ток и плясать в нем. Не каждому это пойдет. Так и в музыке — каждому жанру свои герои. Конечно я могу что-то позаимствовать, но нарисовать себе на лице татуировку и вдруг взять на вооружение ускоренный хэт… Этого никто не поймет.

На мой взгляд, единственное, что у меня выходит лучше всего — это писать песни в стиле Васи Обломова. Их сложно спутать с какими-то другими, наверное это закрытый жанр, и он у меня получается.

— Ты сделал немало совместных треков с разными артистами и снимал в клипах известных персонажей. Сейчас коллаборации стали чуть ли не главной формой продвижения. Но ты в этом как-то поостыл…

— У меня в клипе появлялся Михаил Ефремов, были песни с Ксенией Собчак и Леонидом Парфеновым, со Шнуром, Noize MC, Бастой, с Гариком Сукачевым мы вместе записывали песню. Но в какой-то момент я понял, что настал момент побыть одному. И на моем крайнем альбоме есть только один совместный трек «Жизнь сложная».

Когда я писал эту песню, то понял, что припев должен спеть кто-то другой, и по жанру отлично подошел бы Андрей Макаревич. Я послал ему песню, и он записал припев. Мне раньше и в голову бы не пришло, что я когда-то запишу совместную песню с Макаревичем, у меня и цели такой не было. Это все спонтанные вещи, которые должны работать исключительно на пользу конечного продукта.

— Многие завидуют молодым артистам в том отношении, что запись музыки и съемки клипа стали технически вполне подъемными процессами. Это можно делать дома. На твой взгляд, быть начинающим сейчас действительно круто или есть масса подводных камней и течений?

— Я могу включить старика и побрюзжать по поводу того, что ничего не заменит магии живой группы, когда ты на репетиционной базе, рядом барабанщик, бас-гитарист. Очень мало музыкантов могут ощутить то, что мы чувствовали в свое время.

С другой стороны, путь от твоего замысла до телефона слушателей сейчас очень короткий. Тебе не нужны программные редакторы радиостанций, ты никого не должен убеждать и волен сделать песню так, как считаешь нужным, на свой вкус, а не на формат телевидения. Правда конкурировать за слушателя все же придется. Аудиторию может найти только та музыка, которая понравится кому-то, кроме тебя и твоих знакомых. Это происходит, когда у артиста есть, что сказать. И так было во всем времена.

— В минувшем году твои коллеги удивляли неожиданными поступками и заявлениями. Можно ли ждать от тебя какого-то необычного проекта? Например, возрождения твоей группы «Чебоза» и погружения в брит-поп?

— Мы планировали сделать прикола ради один ностальгический концерт. Эпидемия подкосила эти планы. Может быть, такое все-таки случится в этом или в будущем году.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28466 от 27 января 2021

Заголовок в газете: Вася Обломов: «Совершенно непонятно, как дальше здесь нужно жить»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру