Для начала неплохо бы понять, что сейчас имеется в виду под термином «телевидение». Эфирная продукция федеральных каналов? Сериалы и программы, которые показывают на цифровых платформах? YouTube-каналы авторитетных останкинских людей? Все это, конечно же, телевидение, но как будто с разных планет, однако на этих планетах так или иначе кипит жизнь.
Правда, в начале весны казалось, что жизнь эта вот-вот остановится. Телестудии без зрителей, замороженные съемки кино и сериалов и бесконечная череда экспертов в зумовских окошечках, ставших чуть ли не новой телемоделью, поневоле заставили задуматься о чем-то вроде апокалипсиса. Но телепродюсеры — люди смекалистые, и буквально в течение нескольких недель были сняты сериалы в новом для телевидения формате скринлайф. «Окаянные дни», «Безопасные связи», «В маске шоу», а потом и другие проекты поначалу вызвали некоторый ажиотаж, но очень скоро оказалось, что смотреть это, несмотря на старания звезд, совсем неинтересно. Видимо, жизнь на удаленном доступе так быстро всех нас достала, что даже шутки на эту тему только раздражали.
На фоне этого фиаско совершенно неожиданно случилась победа, причем там, где ее уже никто не ждал. В ток-шоу вдруг сменились герои и интонации и начались разговоры о том, что может интересовать людей в момент неопределенности, граничащей с отчаянием. Длилось это недолго, и вскоре в студии вернулись крикуны и Прохор Шаляпин со своими дамами, но легкое приятное послевкусие от карантинных усилий звезд жанра все же осталось.
Главной новостью в формате ток-шоу стала программа «Док-Ток», задуманная как своего рода флагманский проект с реконструкциями и серьезными разговорами. И если реконструкции быстро закончились, то беседы, не лишенные смысловой нагрузки, велись регулярно, конечно же, с перерывами на сомнительные нравоучения и погружение в непростую жизнь Любы Успенской. Куда же без этого.
Сериалы для нас уже давно важнее, чем кино, к тому же Netflix становится ближе. Осенью американский видеосервис русифицировался, и теперь возможности выбора у любителей сериалов широки как никогда. И именно на этом фоне разговоры про то, что местное сериальное производство все еще живет в каком-то каменном веке, уверенно теряют смысл. Причем местные видеосервисы даже начали жонглировать жанрами. Гендерная комедия «Чики» справедливо названа настоящим откровением сезона. «Территория» и «Перевал Дятлова» стали очень уверенными пробами в новом для российских продюсеров жанре таежного хоррора. «Мир, дружба, жвачка» — наверное, самое интересное сериальное высказывание на тему девяностых.
Большие каналы традиционно «кормили» зрителей историческими проектами разной степени амбициозности. Подобная ретрофилия уже давно выглядит довольно навязчиво, однако иногда звезды светят и таким сериалам. «Доктор Преображенский» например, получился эффектным до жути со своими приглушенными красками и неожиданными ролями. Прямо советский нуар, что, конечно, не самый очевидный жанр в федеральном эфире. И, конечно, выходы Константина Хабенского во втором сезоне «Метода» оставили яркое впечатление. Актер явно хотел прошибить лбом все существующие стены, и, что характерно, ни одна из них не устояла.
Солистка «Тату» Юлия Волкова, висящая на помпезной люстре во время исполнения хита Ирины Аллегровой «Императрица», Влад Сташевский, разбивающий гитару в рок-н-ролльном угаре, Богдан Титомир, разносящий в пух и прах наши представления о старых хитах, стали весьма сильными эпизодами в шоу «Суперстар! Возвращение». Наверное, ради этого стоило стряхнуть пыл с формата более чем десятилетней давности. Вообще программы, в которых вспоминается музыка минувших дней, вызывают не только ностальгию, но и уверенность в том, что далеко не все в местной эстраде нужно вспоминать. Но как шоу, построенное на определенного рода эстетике, это, конечно, неплохо работает.
«Голос» тоже здесь прижился, хотя по прошествии стольких сезонов ожидания от программы уже какие-то приглушенные. Слишком много песен исполнено, слишком очевиден масштаб многих победителей, как звезд караоке, и еще попытки жюри активно шуметь. Конечно, прайм-тайм не то время, где нужно скромничать, но иногда голос разума Сюткина явно тонет в балагане от Шнура и Басты, при том что балаган этот далеко не всегда веселый и остроумный.
Впрочем, по части остроумия с некоторыми персонажами трудно конкурировать. Посмотрите на ведущих и экспертов в аналитических программах. Настоящие богатыри! Вокруг этих персонажей часто царит нездоровый ажиотаж, скорее всего, по причине не совсем точного понимания тонкостей их работы. Многие ошибочно полагают, будто дневные и вечерние обсуждения горячей повестки дня являются аналитикой. На самом деле это скорее сатира и юмор, своего рода «Кривое зеркало», но в более державном формате. И именно в таком восприятии подобные программы могут стать шикарными шоу, состоящими из острых эскапад и глумления.
В то же время функции более привычной, можно сказать, классической политической сатиры взвалили на себя Иван Ургант и Ко. Так уж повелось, что на Первом канале после одиннадцати многое можно, и Иван Андреевич, видимо, этим пользуется. Его пародия на Лукашенко, с которой он начал первый осенний выпуск «Вечернего Урганта», получилась едкой, точной и при этом больше ироничной, чем злобной. «Никакого черного списка выражений, тем и набора фотографий у нас нет. Есть некоторое природное чувство животного страха, оно нами движет и управляет», — сказал Иван в интервью «Телебульвару» в начале этого года. И нужно признать, что инстинкт команду этой программы пока не подводит. Было бы неплохо, если бы другие местные телепродюсеры тоже больше полагались на свои, несомненно, развитые инстинкты, чем на желание угодить абстрактному народу. Наверное, это может иногда подпортить рейтинги, но точно не карму.