И главное из них – пересмотр отношения к наивному искусству. В 1990-м году на базе Центра современного искусства на Якиманке возникла галерея наивного искусства «Дар», которую возглавил Сергей Тарабаров. Благодаря этому арт-пространству творчество народных художников-любителей стали рассматривать всерьез – как особый эстетический и культурный феномен. За 12 лет существования галереи – с 1990 по 2002 годы – там состоялось более 120 выставок. А в 1998 году Тарабаров стал единственным из галеристов, кто решился показать в стенах своей галереи проект Юрия Шабельникова и еще пяти художников под названием «Мавзолей: ритуальная модель».
«Галереи отказались проводить эту акцию из-за её радикальности. Я согласился, потому что в ней не было оценки Ленина: плохой он или хороший. Это мировоззренческая акция, нужна была такая ситуация, которая могла позволить нам всем расстаться с актуальностью Ленина. Ленин был актуален на протяжении всего XX века. Я сам с удовольствием носил звездочку октябренка и так далее и тому подобное. Но актуальность его прошла и перешла в разряд истории искусства. Однако спекуляции вокруг Ленина все равно происходят, некоторые пытаются активизировать его актуальность — и те, кто «за», и те, кто «против». Мы решили покончить со всем этим, проведя такую акцию», – вспоминал потом Тарабаров.
Во время акции художники предложили посетителям съесть 80-килограмовый бисквитный торт в виде Ленина, лежащего в гробу. Тем самым, сделав каждого участником и творцом ритуального арт-действа. Акция получила серьезный резонанс – одни ругали ее, другие смеялись, третьи злорадствовали. Так или иначе, выставка вошла в историю искусства как одно из самых громких событий, где пересматривался образ вождя. «Заканчивается XX век и вместе с ним Ленин, переходящий в разряд универсальных культурных знаков, которыми оперируют независимо от политической или нравственной позиции», – написал в длинном обосновании акции известный арт-критик Александр Якимович.
Галерист выступал инициатором разных неординарных проектов, среди которых, например, «Народный музей яблока», «Новейшая история современного искусства», «Новейшая русская азбука», «Плохую обувь в хорошие руки» etc. Несмотря на то, что галерея наивного искусства «Дар» была ликвидирована в 2002 году (городские власти увеличили арендную плату в несколько раз, предупредив об этом за две недели до Нового года), Тарабаров переместил свою галерею в виртуальное пространство, где предпринял попытку создания энциклопедии наивного искусства
«Он был человек глубоко мыслящий, имеющий жёстко устоявшуюся систему взглядов на жизнь и искусство, уверенный в своей правоте», – написал о Тарабарове художник Юрий Хоровский, один из авторов выставки «Мавзолей: ритуальная модель». И добавил: «Тарабаров сейчас там, где бродят неисчислимые толпы предков, среди которых можно встретить Сократа, Вольтера, Ленина… и даже покивать им головой и перекинуться парой слов». Определенно, им есть, о чем поговорить…