На входе в зал выдают пледы.
- Не топят у вас? Холодно в зале? - интересуюсь у капельдинера.
- Топят, но...возьмите, вдруг замёрзнете.
Интрига в театре - важная составляющая, поэтому беру плед: вдруг и правда примёрзну, сидя на седьмом ряду.
Занавес с чайкой пока закрыт. И едва уходит свет, из левой кулисы появляются три господина прилично одетые по моде как будто конца XIX - начала XX века с модными разговорами про характер русского мужика. А по проходу через зал на сцену по очереди уже поднимаются другие тургеневские персонажи. Нервического вида дама, мужчина с саквояжем, по которому безошибочно можно определить доктора. Девица и молодая дама, скрывающая возраст. Неуклюжий пожилой господин, жалующийся, что не умеет обращаться с женским полом. Их общение перед занавесом - динамичная увертюра, точными штрихами обозначившая характеры героев Тургенева и как то незаметно втягивающая нас в их жизнь. Увертюра, обаятельная и легкая, завершается решительным приговором доктора, прописавшего всем им одно лекарство - месяц в деревне. Именно на этих словах откроется занавес и глазу предстанет великолепная картина русской природы.
Природа на сцене МХТ в премьерном спектакле ни рисованная, ни мультимедийная какая-нибудь, а самая что ни на есть натуральная. Сцена вся сплошь устелена толстым слоем пахучего сена и запах от неё в зале такой, как в чистом поле, где нивы сжаты, рощи голы - духмяный. А над жнивьем ещё пластами живописно туман стелется.
«Утро туманное, утро седое, нивы печальные, снегом покрытые...» - звучит историческая запись в исполнении советской оперной дивы Надежды Обуховой.
В природной красоте, которую на сцене устроили два художника - Владимир Арефьев (декорации) и Дамир Исмагилов (свет), наряду с восторгом от вида много пугающего. Как и в природе русского человека, основа которой, как ни крути, а одна стихия преобладает. И она, прекрасная и пагубная, явлена постановщиками весьма натурально. Не успели господа освоиться на русских просторах, проделав под руководством доктора Шпигельского (Павел Воронцов) ряд новомодных упражнений на дыхание, как полил дождь. И два акта он лил по всей сцене, участками или беря короткую передышку, но лишь для того, чтобы припустить с новой силой.
Не стоит думать, что эффекта ради заливают мхатовскую сцену тоннами воды: она - метафора тех страстных отношений, что закипают и кипят в любовном треугольнике, в который, будут втянуты другие примыкающие к ним фигуры. Зрелая женщина, жена и мать Наталья Петровна (Наталья Рогожкина) потрясена открывшимся в ней самой чувством к учителю своего десятилетнего сына - студенту Беляеву (Кузьма Котрелев), в которого первой пылкой любовью влюблена похожая на угловатого подростка Верочка (Надежда Калеганова), воспитанница Натальи Петровны. Факт благодетельства только усугубляет ситуацию.
Заданная в визуальном образе спектакля стопроцентная натуральность, продолжается натуральностью чувственной. Не салонные, на нюансах и таинственных недомолвках выстраивает режиссёр Перегудов связи между героями, а на том природном и диком начале, которое живет в каждом и спит до поры до времени...Но уж если проснётся, тогда только держись - стихия любви накрывает и, как правило, губит. Огонь страсти сжигает и испепеляет. Что и происходит с героинями спектакля «Месяц в деревне».
Здесь нет тургеневских барышень, чей образ - синоним нежности, краснеющей скромности, скрывающей пылкость и подлинность чувств. Две женщины, как два сорта любви, молодое и крепкое, с хорошей выдержкой, пьянит неискушенного в любовных делах молодого человека, доводя всех участников до морока и исступления. Великолепный дуэт Натальи Рогожкиной, у которой после большого перерыва это серьёзная работа, и Надежды Калигановой.
Артисты, существующие в предлагаемых обстоятельствах на предельном градусе эмоций, прекрасно выдерживают четырёх часовой марафон под дождём. Но очень важно, что эти деревенские страсти на пленэре Перегудов уравновешивает комическим отношением к тому положению, в котором оказались герои Тургенева за «Месяц в деревне». Они смешны: и простодушный нелюбимый муж (Александр Усов) и его друг, влюблённый в Наталью Петровну, Ракитин (Эдуард Чекмазов), их сосед Большинцов (резко похудевший и в отличной форме Александр Семчев), Анастасия Скорик (Лизаветта Богдановна) и, конечно, доктор Шпигельский в исполнении Павла Ворожцова. Комедия Тургенева, впрочем, которую сам автор считал непригодной для сцены, вполне удалась и может иметь успешную судьбу, если режиссёр все-таки сократит первый акт. Избыток чувств, как избыток воды бывает вреден.
P. S. На каждый спектакль «Месяц в деревне» в Художественный театр доставляют две тонны натурального сена. Так что все без обмана.