Еще 100 лет назад в церкви Святого Андрея можно было услышать английский духовой орган фирмы Brindley&Foster, который исчез после того, как ее закрыли. Последнее богослужение проходило в 1920 году, а 5 февраля 1921-го здание оказалось в ведении дипломатического представителя Финляндии в Москве. Затем там располагался склад и общежитие, как и во многих других церквях по всей стране. В 1960 году помещение передали студии грамзаписи «Мелодия» и только в 1994-ом вернули верующим. Богослужения все это время проходили без органа, под рояль или цифровой орган, который и теперь можно там увидеть. И вот спустя 100 лет после утраты прежнего инструмента в церкви Святого Андрея установлен старинный духовой орган 1790 года, созданной немецкой фирмой Rohlfing-Kreienbrink и прошедший реставрацию в 1958-ом. До переезда в Россию его использовали в одной из церквей Германии. В Москву уникальный инструмент доставили 2016 году. Решение принималось церковной общиной Германии, а приобрела его некоммерческая организация, занимающаяся проведением концертов в Англиканском соборе Св.Андрея. Про то, как орган доставляли, можно было снять документальный фильм. Его перевозили в разобранном виде на грузовой шестиметровой машине, а потом по городу везли на 24 газелях, поднимали на балкон при помощи специального крана. Потребовалось четыре года реставрации, прежде чем мог состояться первый концерт. Органист располагается не перед органом, как это чаще всего бывает, а слева. Даже снизу это хорошо видно. У органа 34 регистра и больше 2500 труб. Выглядит он как современный, оснащен новейшей электроникой, но сохраняет старину. «начинку». Его установкой занимались лучшие московские мастера Игнатий Изотов и Владислав Йодис.
Акустика в церкви Святого Андрея изумительная, потому там и располагалась студия грамзаписи, играли все знаменитые музыканты, а потом их записи расходились на пластинках. Солист Лейпцигской оперы Владимир Байков, некогда выходивший на сцену Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, чудом оказался в Москве. Из-за пандемии не смог вернуться в Германию, зато на радость московским слушателям спел в сопровождении органа. Оказалось, что 20 лет назад он тоже участвовал в записи фирмы «Мелодия», проходившей в церкви Святого Андрея.
Нынешний концерт выстроили таким образом, что к органу зрителей подвели постепенно, после выступлений 14-летней вокалистки Ники Ванн, юных пианистов Полины Молодцовой и Андрея Филонова, скрипача Гранта Башмета, флейтисток Екатерины Найденовой и Марии Поляковой. Представили и два ударных инструмента – маримбу и вибрафон. Только потом мы услышали орган, за которым сидел Игорь Гольденберг, прошедший конкурс за право первого исполнения в этом зале. Прозвучали произведения XVII-XVIII веков. В сопровождении органа впервые выступила 13-летняя саксофонистка Анастасия Рассказова. Она появилась на балконе как ангел в воздушном белом платье и оказалась разнообразно одарена не только в музыке. Перед входом в зал выставили картины Насти, выполненные в необычной технике – поверх рисунка накладывается шерсть животного. Этому она научилась во время карантина, находясь в Сергиевом Посаде, где познакомилась с одной художницей. В тот вечер представили картины и другой юной художницы Маши Барановой, за месяц сделавшей серию рисунков.
Выступал и 14-летний Ильяс Невретдинов, напоминающий прекрасного принца. Он исполнил на трубе «Адажио» Альбинони в сопровождении органа. Каждый из юных музыкантов спускался к публике после выступления и делился впечатлениями о звучании органа. По мнению Игоря Годьденберга, это живой инструмент, один из лучших в Москве, который откликается на каждое движение.