Культурные итоги года: от изоизоляции до демарша Гармаша

Пепел, Горбачев, четвертование

Маски. Дистанция. Карантин. Под таким лозунгом прожила свой первый пандемический год отечественная культура. Этой достаточно стабильной и благополучной отрасли, ужаснувшейся новым реалиям, пришлось в них даже не жить, а выживать. Маски, но не театральные. Пустые или полупустые кассы, зрительные залы, обрезанные до четвертушки, а в некоторых случаях — и вовсе закрытые. Сорвавшиеся гастроли, премии и фестивали, жизнь в формате онлайн. Пришлось почувствовать болезненную разницу между частной и государственной крышей, моля небеса оказаться под прикрытием последней. В общем, было от чего вздрогнуть и потерять равновесие.

«МК» подводит итоги этого непростого года, который, ни с кем не считаясь, переходит во второй пандемический год.

Пепел, Горбачев, четвертование

• ФЛЕШМОБ ГОДА организовала для друзей заскучавшая на карантине москвичка Катерина Брудная-Челядинова, соединив в одно слово два — «ИЗО» и «изоляция». Ее антихандрическая акция, поддержанная вначале сотнями энтузиастов, теперь насчитывает миллионы верных последователей. Сама по себе идея косплеить, т.е. копировать произведения искусства не нова, однако при жизни в четырех стенах она взорвала Интернет. Люди делали повторы картин, скульптур и арт-объектов из любых подручных средств, превращая самих себя в искусство. Перья Царевны Лебеди рождались из полиэтилена, вязаные тапочки превращались в «Крик» Мунка, а сосиски — в Витрувианского человека Леонардо. В общем, #изоизоляция переплюнула другие саморазвлекалки, в великом множестве рожденные в изоляции.

ЗАКЛЮЧЕННЫМ ГОДА и как следствие — самым популярным его артистом стал Михаил Ефремов, который, находясь в нетрезвом состоянии, стал виновником ДТП со смертельным исходом. Пока шел процесс по его делу, артист превратился в главного героя невиданного доселе реалити-шоу, охватившего страну не хуже пандемии. Адвокаты двух сторон под камеры мерились крутизной и богатством, а толпы людей у здания суда кто как мог пиарились за счет судимой звезды. Между тем фильмы с участием Ефремова, в которых он снялся до трагических событий, продолжают выходить, другие переснимают уже без его участия, но успех обеспечен и тем и другим. А Михаил Олегович тем временем, добравшись до колонии в Белгородской области, строит далеко идущие планы по созданию в стране первого тюремного театра. Идея оригинальная, но какой ценой?!!

• ИВЛ ГОДА выпустило правительство Михаила Мишустина в виде постановления за номером 437, которое стало для театров, музеев, библиотек и прочих очагов культуры своего рода аппаратом искусственной вентиляции легких. Для отрасли в первых рядах пострадавших от пандемии, несмотря на всю заковыристость формулировок, документ стал спасательным кругом. Он дает право учредителю (Министерству, департаменту культуры или другим госорганам) в связи с пандемией (внимание!!!) изменять параметры государственного задания. Если прежде, получив от учредителя бюджет на год, театр или музей обязан был точно в срок выпустить определенное количество премьер, выставок, принять столько-то зрителей, то теперь культурные учреждения в виде документа получили инструмент, позволяющий подстраивать госзадание под чрезвычайную ситуацию.

• ПРИГОВОР ГОДА наконец объявлен фигурантам дела «Седьмой студии». Итог трехлетнего хождения по мукам — условные сроки, которые засчитали, пока шло разбирательство, но штраф в 129 миллионов на троих оставили. Адская сумма — не по доходам бывших подсудимых, и надежда тут разве что на олигархов, которые и до громкого дела поддерживали искусство Кирилла Серебренникова. Освобожденных из-под суда шумно поздравляли, и никто (!!!) не вспомнил молодого менеджера Екатерину Воронову, преданно служившую делу современного искусства в «Седьмой студии», судьба которой оказалась поистине трагична: находившаяся за границей, она как свидетель объявлена в розыск и вернуться на родину не может. Но в России судьба маленького человека, сколько бы о нем ни писали классики, меркнет на фоне громкого политического дела.

• ЧЕТВЕРТОВАНИЕ ГОДА как обязательное лекарство прописал Роспотребнадзор всем театрам и концертным залам. И 50-процентная рассадка, разрешенная после первой COVID-волны, уже вспоминается со слезами на глазах. А тут еще рэпер Баста подложил коллегам свинью: на его концерте в Петербурге зафиксированы серьезные нарушения мер безопасности. После этого власти города всех революций окончательно ужесточили ограничительные меры: так, в театры и прочие культурные учреждения детям до 16 лет вход запрещен. Некоторые предписания чиновников читаются как тексты абсурдистов: «В зданиях торговых центров приостанавливается работа музеев, выставок, театров, иных организаций исполнительских искусств». При этом сами торговые центры как работали без ограничений, так и работают. Как и транспорт, и рестораны, и ночные клубы. Как будто там безвоздушное пространство, и ходят туда стерильные инопланетяне, а не переносчики COVID-19.

• СПЕКТАКЛЬ ГОДА назван по имени последнего генсека ЦК КПСС, первого и единственного Президента СССР: «Горбачев», поставленный в Театре Наций. Первая постановка в истории отечественного театра о человеке, перевернувшем судьбу страны и вошедшем в мировую историю. И к тому же при жизни посмотревшем на свою жизнь, воплощенную средствами театрального искусства. История любви Михаила Горбачева и его супруги Раисы Максимовны на фоне СССР и времени. Спектакль латыша Алвиса Херманиса — это театр без технологий, видео, перемены полов и прочих примочек современного театра. Только два актера — Евгений Миронов, Чулпан Хаматова — и их мастерская, но искренняя игра возвращают зрителю забытое чудо театра.

Фото: Ира Полярная

• ПОДАРОК ГОДА получила «Щука». На 106-м году жизни знаменитая театральная школа открыла новенький 4-этажный корпус в самом центре Москвы, где цена за квадратный метр зашкаливает, да еще рядом с правительственной трассой, — событие из ряда вон выходящее. Виновник торжества — ректор «Щуки» Евгений Князев, чьими усилиями за 11 лет появилось стильное пространство общей площадью 500 кв.м, передал его кафедре сценического движения, много лет, как сиротка, ютившейся по углам чужих аудиторий.

• УХОД ГОДА публично совершил Сергей Гармаш, внезапно покинувший труппу «Современника», где прослужил 36 (!!!) лет. Причина столь радикального поступка — несогласие с политикой нового руководства в лице Виктора Рыжакова. На сборе труппы знаменитый артист спокойно зачитал письмо, обращенное к коллегам, и из него следовало, что «Современник» уже и не «Современник» — его прежние правила не в почете: на руководящие должности назначается родня, в сложное время уволены самые незащищенные — гардеробщики, билетеры, вахтеры, хотя театры с куда меньшим доходом старались сохранить людей. И главное — не без участия нового худрука раскололась молодая часть труппы, до недавнего времени жившая дружно. Свой поступок, который произвел эффект разорвавшейся бомбы, Гармаш закончил словами: «Не могу поступить иначе, потому что помню все, что сказал у гроба Волчек. И если не могу это подтвердить и осуществить, я ухожу». А мог бы остаться и, пользуясь своим авторитетом и громким именем, подрывать основы правления нового начальства изнутри. Но до такого опуститься не мог — иначе бы он был не Гармаш.

• СЕРИАЛ ГОДА — пророческая «Эпидемия» режиссера Павла Костомарова по мотивам романа Яны Вагнер «Вонгозеро», рассказавшая о неизвестном респираторном вирусе, поражающем легкие человека и охватившем Москву. Авторы восьмисерийной картины словно предугадали то, что с нами потом и произошло. Это первый проект из России, вошедший в топ-10 лучших иностранных сериалов на самой популярной в мире американской платформе Netflix по итогам 2020 г. Он же попал в топ-30 самых популярных телепроектов на IMDB.com. Стивен Кинг на своей странице в Twitter назвал его «чертовски хорошим российским сериалом». И хотя мировая премьера «Эпидемии» состоялась в Каннах еще в апреле 2019-го (фестиваль CanneSeries), ее «хождение в народ» началось в дни пандемии.

• ПЕПЕЛ ГОДА случился в межкарантинье в Эрмитаже. Проект Чжан Хуаня «В пепле истории» задолго до пандемии обещал стать знаковым событием, но неожиданное совпадение с обстоятельствами 2020-го превратил его в настоящий хит. Большая часть картин на выставке создана из пепла храмовых благовоний — с помощью них китайский художник пересматривает буддийские и христианские традиции, обращается к теме смерти и реинкарнации мира. Выставка стала единственной привезенной из-за границы во время пандемии: из Китая плыла на корабле. Экспонаты дезинфицировали и монтировали по видеосвязи с художником, и это был один из первых подобных опытов в музейной практике. Главным экспонатом стало 40-метровое полотно из пепла с портретами членов китайской коммунистической партии, олицетворяющее диалог между эпохами и государствами, связи памяти и надежд на будущее. Хоть посыпай голову пеплом…

• РЕЖИССЕР ГОДА — 83-летний Андрей Кончаловский, в пандемию проявивший себя человеком неунывающим и к тому же самым эффективным менеджером. На Венецианском кинофестивале, где состоялась мировая премьера его фильма «Дорогие товарищи!» о расстреле мирных граждан в Новочеркасске в 1962 году, он получил спецприз жюри. К которому позднее добавились «Серебряный Хьюго» за режиссуру на МКФ в Чикаго, а картину выдвинули от России на соискание премии «Оскар». Более того, с начала карантина, когда многие кинематографисты пали духом, Кончаловский затеял документальный проект об этом самом карантине с участием зрителей, решив проанализировать русское сознание и особенности самоизоляции. Тысячи людей со всего мира отправляли ему видео, снятое в пределах своих квартир. И на Московском кинофестивале Кончаловский, в отличие от коллег, испугавшихся заразы, лично представил еще один документальный проект — «Человек неунывающий», снятый в разных регионах страны, — где попытался разобраться, что же такое русский характер. Что сказать? Браво, Мастер!

• НЕДЕТСКИЙ СКАНДАЛ ГОДА разгорелся с литературной премией «Большая сказка», которой решили присвоить имя Эдуарда Успенского. Однако дочь автора «Чебурашки» выступила против присвоения премии имени своего папы по той причине, что отец ее был человеком очень жестоким и чуть ли не домашним насильником. «Это было физическое, психологическое, эмоциональное насилие, повторяющееся постоянно по отношению ко мне — его дочери, моей матери — его жене, его внукам, детям другой жены и т.д.», — писала дочь легенды детской литературы организатору конкурса — директору Российской детской библиотеки Марии Веденяпиной. Однако, несмотря на всю скандальность ситуации, организаторы от своих намерений не отказались, сообщив родным Успенского, что руководствуются «исключительно творческими заслугами детских писателей и художников-иллюстраторов детской книги, не принимая во внимание их личные качества». И тут же обнародовали имена первых лауреатов премии.

• ИСКЛЮЧЕНИЕ ГОДА — единственная в мире (!!!) балетная премьера, вживую поставленная Большим театром на карантине. Идея вечера из четырех одноактных балетов, объединенных общим названием — «Четыре персонажа в поисках сюжета», родилась у руководителя балетной труппы Махара Вазиева в дни самого беспросветного карантина. А мысль о том, что без репетиций уникальная жемчужина мировой культуры — балет Большого театра — может загнуться, не покидала его в эти мрачные дни, и он начал действовать: тайным способом организовал перелет в Москву четырех иностранных хореографов, репетиции балетных артистов также проходили в обстановке строгой секретности. Премьеру показали в начале сезона, и в ней был занят весь цвет Большого театра.

Фото: Наталья Вороновa / Большой театр

• ЗАКОНОПРОЕКТ ГОДА об особом регулировании детских школ искусств внес в Думу сам Президент РФ Владимир Путин. А это означает, что детское дополнительное музыкальное и художественное образование, в результате непродуманных реформ оказавшееся под реальной угрозой уничтожения, сохранит свой высокий статус и не превратится в самодеятельные кружки, что легко может быть при существующем положении дел. Такому решению президента способствовала огромная работа музыкантов, художников, педагогов во главе с пианисткой Екатериной Мечетиной, которых, в свою очередь, своими публикациями поддерживал «Московский комсомолец».

• СЛОВАРЬ ГОДА впору составить после пандемии. Никогда прежде в нашем лексиконе не появлялось столько неологизмов, как в 2020-м. Одно только слово «коронавирус» спровоцировало серию: коронойя (паранойя от чихающих и кашляющих), короноваться (сдать тест на ковид), коронафобия (страх заразиться вирусом), корониалы (дети, зачатые или родившиеся во время пандемии, и подростки, заставшие пандемию на этапе своего взросления). Некоторые понятия не новы, но приобрели новый смысл или получили массовое распространение. Пик, плато, локдаун, сатурация, красная зона, масочный режим — теперь у всех на устах. Появились и лексические мемы: ПМС (перчаточно-масочный синдром), застрянцы (те, кто застрял в другой стране из-за карантина), зумиться, ковидник, ковид-диссидент, безмасочник, межкарантинье и пр. Словарь наш обогатился и, должно быть, в обозримом будущем будет осмыслен специалистами. Но уже сейчас по Сети гуляют лексические шпаргалки.

• ПАМЯТНИК ГОДА, то есть сразу два, встали возле двух театров. Первый — Вахтангову, 99 лет назад вместе со своими студийцами основавшему театр. Теперь бронзовый Евгений Багратионович — молодой, романтичный, как на фото 1914 года, сидит у центрального входа. За его спиной — занавес, на бронзовых складках которого выбиты названия 100 лучших спектаклей Вахтанговского. А второй — интерактивная скульптурная композиция «Атом Солнца», посвященная Олегу Табакову, теперь стоит на Сухаревской площади, рядом с «Табакеркой». Олег Павлович, как живой, в компании кота Матроскина присел на дощатом помосте. За ним — полная сфера в человеческий рост. Тот самый атом Солнца — символ таланта великого актера и театрального строителя.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28443 от 17 декабря 2020

Заголовок в газете: Пепел, Горбачев, четвертование

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру