Светлана Дружинина: "Если б не травма, осталась бы в балете"

Киномама "Гардемаринов" отмечает юбилей

16 декабря Светлана Сергеевна Дружинина отмечает крутой юбилей. «Да какой это юбилей? — отмахивается она в ответ на поздравления накануне, вот 50 — это был юбилей! А 85 — просто красивая дата». Ее голос — глубокий, хорошо поставленный, обволакивающий и завораживающий — звучит победно и поэтично одновременно. Просто удивительно, сколько в этой женщине энергии и жажды жизни!

Киномама "Гардемаринов" отмечает юбилей
Светлана Дружинина с мужем, кинооператором Анатолием Мукасеем.

Ее жизнь — как остросюжетный фильм, снятый ею же самой, режиссером Светланой Дружининой. И в главной роли она же — актриса Светлана Дружинина. И сценарий тоже ее.

Цирковое училище при Цирке на Цветном бульваре, затем балетное при Большом театре. Непрофессиональный дебют в кино — она красавица, продавщица в фильме «За витриной универмага», профессиональный — золотой фонд советского кинематографа «Дело было в Пенькове». Вторые съемки, третьи… одиннадцатые... Незабываемая роль Анфисы из легендарного фильма «Девчата». И, наконец, прямой путь к мечте — режиссура. Из-под ее режиссерского пера выходят выдающиеся фильмы, который знает каждый: «Сватовство гусара», «Дульсинея Тобосская», «Принцесса цирка». А кто не видел «Гардемарины, вперед!» и их продолжения? А ее историко-приключенческая эпопея «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век VIII»?

А еще она — удивительная красавица, родом же — из военного детства. Когда о красоте — в эвакуации, под бомбежками — думали мало. Правда, и лет ей тогда было всего шесть. Хотя войну она помнит прекрасно. Не тогда ли, под бомбежками, родилось желание всю свою жизнь отдать искусству?

— Светлана Сергеевна, ваша жизнь — долгая, наполненная множеством выдающихся событий, а детство свое вспоминаете?

— Конечно! — говорит она и рассказывает, как отправились с мамой в эвакуацию. А местом назначения был Сталинград.

— Но мы туда не доехали, — вспоминает Светлана Сергеевна, — нам сказали, что город переполнен эвакуированными людьми, и высадили нас под Сталинградом, на станции Арчада. Как вы понимаете, это в дальнейшем спасло нам жизнь.

Мама в эвакуации работала, маленькая Света оставалась одна дома. Тогда, видимо, и зародилась в ней бесстрашие и эта воля к жизни, которая вела ее потом от победы к победе.

Приезд из эвакуации назад, в родную Москву, оказался несладким. Все еще шла война. Требовалось возвращать жилье, которое уже было занято другими людьми, матери — искать работу, как-то обустраиваться.

В итоге мама будущего режиссера начала работать в детском саду, а Света пошла в школу.

— Как в вашей жизни появилось цирковое училище?

— Это оказалось чистой случайностью, — вспоминает Светлана Сергеевна, — была столовая, куда я после школы ходила обедать по талонам. И вот там-то на столбе я и увидела объявление, которое гласило, что в Бауманском саду будет проводиться отбор детей в цирковую труппу. Оно звучало очень колоритно: «Форма одежды — майка, трусы и ноги чистые». И вот в назначенное время мы отправились в сад им. Баумана, погулять и принять участие в отборе. Мама взяла всех детей из нашего двора. Но выбрали только меня. Я занималась год в акробатической группе, уже выступала на манеже, но меня подвел возраст. Все остальные дети были старше, и когда встал вопрос, что через два года придет время гастролировать, у них уже была бы семилетка, после чего можно было идти в профессию. А я бы окончила только пятый класс. И моя мудрая мама заперла меня на ключ в нашей квартире в Марьиной Роще, где мы жили, и мне носили домой домашние задания. А уже потом в моей жизни появился балет.

— Тоже случайно и в то же время не случайно?

— Не случайно, я была в пионерлагере, а рядом располагалась дача родственницы Айседоры Дункан, у них была девочка — моя ровесница, которая занималась при Большом театре. Мы подружились, и я загорелась балетом. В итоге не сразу, но тоже попала в училище при Большом театре. Училась с Марисом Лиепой. Но диплом не получила. Помешала травма руки. Боже, какая это тогда была трагедия!

— Сейчас вы, наверное, вспоминаете то отчаяние с улыбкой?

— Если бы не травма руки, я бы осталась в балете и не стала бы режиссером.

Но все-таки к заветной мечте путь был еще долгим. Сначала Светлана Сергеевна состоялась как известная актриса. Но и это случилось не сразу, а… через голос. А голос у Дружининой действительно потрясающей красоты!

— Я должна была стать диктором, когда сломала руку. Вела первые выпуски КВН. Мы с Михаилом Державиным были первыми ведущими. Тогда Наталья Защипина, Светлана Жильцова и Александр Масляков только приходили на съемочную площадку, на Шаболовку. А учила меня говорить сама Ольга Высоцкая, это она помогла мне овладеть «той самой речью».

На экране телевизора и увидел Светлану Дружинину режиссер Самсон Самсонов. И пригласил в свою картину «За витриной универмага».

— Дебют мой был непрофессиональный, — рассказывает Светлана Сергеевна. — А дебютировала я с потрясающими ребятами, профессиональными, они уже окончили училище. Это были Олег Анофриев, Микаэла Дроздовская, Ольга Бган, другие известные артисты кинематографа. Все они в первый раз вступили со мной на съемочную площадку и помогали мне. И такая практика, когда ты не профессионал, но тебе помогают — и режиссер Самсон Самсонов точно знает, чего он хочет, и окружает тебя профессионалами, тогда все получается.

Потом уже на втором курсе ВГИКа я снялась в фильме «Дело было в Пенькове», хотя нам запрещали сниматься. Это был мой уже профессиональный дебют, за который я была отчислена из института, потому что нарушила запрет. Я была в мастерской Бориса Бибикова, у него учились в разное время и Вячеслав Тихонов, и Нона Мордюкова, и Надежда Румянцева, и многие другие. Со мной на курсе учился Леонид Куравлев. И мы потом встречались на съемочных площадках, и у нас была одна методология: слушать партнера, не тянуть одеяло на себя. Ну вот, в 1960 году я курс таки окончила, а потом поступила в институт повторно, уже на режиссерский факультет.

— Почему все-таки вы так хотели стать режиссером, ведь для девушки, как кажется, быть актрисой — любимой, желанной! — предпочтительнее?

— Я никогда не хотела быть актрисой, и сейчас не жалею, что снилась только в 11 фильмах. Правда, три из них вошли в золотой фонд, и это очень много по тем временам. После киноинститута я отработала три года, как было положено, и потом без всяких поблажек поступила на режиссерский факультет. И окончила его. Это было великое счастье. У меня уже был сын…

Кадр из фильма «Гардемарины, вперед!».

Личная жизнь Светланы Дружининой — это как отдельный остросюжетный сценарий. Ее супруг — оператор Анатолий Мукасей — сын советских разведчиков-нелегалов (из-за этого Дружинину долго не выпускали за рубеж). Они познакомились студентами — капитанами волейбольных команд — на спортивной площадке ВГИКа. Хотя Анатолий был влюблен в Светлану еще со школьной скамьи, как тогда часто бывало, «по актерской фотографии». А в 2020 году они отметили 63 года совместной жизни.

— Мы любим друг друга и работаем вместе, — говорит Светлана Сергеевна, — и для меня, и для Анатолия кино — это наша жизнь. Работа на сценической площадке, которая проходит с нашими партнерами, приводит к тому, что они становятся потом нашими друзья. И остаются образы, которые мы вместе создали и которые я очень люблю.

Светлана Сергеевна и сама дала путевку в жизнь много кому, в том числе и непрофессиональному актеру-мальчику Диме во время съемок своего сногсшибательного проекта «Тайны дворцовых переворотов».

— Во время съемок сын Федора Добронравова, который сегодня тоже стал известным артистом, озвучивал смех этого непрофессионального ребенка, — вспоминает Светлана Сергеевна, — Но Дима Веркеенко дивно сыграл Петра II, мы научили его драться на шпагах, ездить верхом. Он рос на наших глазах, в съемках же были перебивки. А недавно он признался мне: «Как хорошо, что вы меня утвердили — и мое детство прошло не во дворах, не со шпаной — это же были жуткие 90-е годы, — а во дворцах со звездами кино». Сейчас это уже взрослый человек, мы дали ему путевку в жизнь, он поступил во ВГИК на актерский факультет и окончил его.

Ну и, конечно, визитная карточка Светланы Дружининой — это ее «Гардемарины, вперед!» и их продолжение.

— Светлана Сергеевна, мы ждем премьеру двух последних фильмов, которая, как я понимаю, разделилась на два: «Гардемарины 1787. Мир» и «Гардемарины 1787. Война».

— Да, сейчас проходят съемки. Снимаются мои любимые Дмитрий Харатьян, Александр Домогаров, Михаил Мамаев, Ольга Машная, все они — наши друзья.

В этих сериях к главным героям присоединяются их дети. В «Гардемаринах-III» герои были сосланы и разжалованы. Сын Алексея Корсака вырос, зная об отце, который был отправлен служить матросом, только по рассказам матери Софьи Зотовой. Также и Александра — дочь Анастасии Ягужинской и Саши Белова. Дети были дружны с детства, потом между ними вспыхнула романтическая связь, которая перешла в любовь, и им надо многое переживать, потому что они оказываются в сложнейших жизненных обстоятельствах.

И все герои в том самом последнем фильме окажутся на войне. И 60-летние, и молодые — их сыновья и дети отправятся помогать Суворову в той самой Второй Крымской войне, куда мы их послали с моими талантливейшими соавторами Юрием Нагибиным и Ниной Соротокиной еще в 1991 году. История развивается по спирали, и хорошо бы ее знать, чтобы понимать причинно-следственные связи. В 2014 году этот сценарий утвердили, прошли годы, и теперь мы увидели, как это оказалось прозорливо и как все повторяется: и турецкие войны, и все, что сейчас происходит.

— Это дар творческих людей — отгадывать будущее?

— Надо любить свою родину, у нас уникальнейшая история, которую необходимо изучать не по беллетристике и фальшивым учебникам, а по документам. У меня дома мои настольные книги — это тома «Истории государства Российского» Карамзина, «История России с древнейших времен» Соловьева. А также «Наука побеждать» Суворова. Именно реляция этого полководца помогла мне детализировать сражение у Кинбурна, которое является основным фрагментом нашего киноповествования.

Еще одна любовь Дружининой — сын Михаил, который уже подарил родителям троих внуков и все время находится рядом с ними. И, к слову, пошел и по их творческим стопам.

— У меня замечательный сын, он прекрасно снимал с Иваном Охлобыстиным, с Федором Бондарчуком, сделал огромное количество клипов с Аллой Пугачевой, Людмилой Гурченко. Потом занимался малыми формами, работал в рекламе. Японцы его приглашали работать, но он не поехал, сказал: «Останусь в России, здесь интереснее».

Нина Шацкая на фестивале исторических фильмов «Вече».

— Светлана Сергеевна, а есть ли у вас какие-то увлечения помимо работы?

— Конечно! Я только что вернулась с изумительного фестиваля, которому уже 14 лет. Это Всероссийский фестиваль исторических фильмов «Вече», который проходит в Великом Новгороде. Фестиваль дает возможность рассказать молодежи, откуда мы все родом. И на него приезжают, помогают его проводить удивительные артисты. Например Дмитрий Певцов. И я очень люблю актрис, певиц, а там были красавица Ирина Климова и просто потрясающая Нина Шацкая. И это правильно, что они не отказываются участвовать и так талантливо выступают. У каждой есть свой спектакль. У Ирины Климовой — с Александром Домогаровым. А у Нины Шацкой — с Ольгой Кабо, он состоит из поэзии и песен на стихи Ахматовой и Цветаевой. Я благодарю их за участие, за талант и очень надеюсь увидеть в Великом Новгороде их спектакли.

— Светлана Сергеевна, что вы хотели бы пожелать в юбилей себе и всем вашим почитателям?

— Доброго Нового года! Все обязательно будет хорошо! Надо не хворать, не бояться. Учитывая свои возможности, неуклонно идти вперед. И тогда все получится. Будем жить долго и счастливо! Счастливых встреч в 2021 году!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28442 от 16 декабря 2020

Заголовок в газете: Киномама "Гардемаринов"

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру