В преддверии зимних праздников Театр Наций и независимое «Творческое объединение 9» приготовили для маленьких зрителей и их родителей путешествие на шведский остров с труднопроизносимым названием – Сальткрока. В переводе на русский это значит «медвежий угол» или «захолустье». Но, несмотря на странное и не самое доброжелательное название, за 1,5 часа для театральных путешественников оно станет самым лучшим местом на земле.
Локация – деревянный шалаш с маленькими табуретками и стульчиками, большая оранжевая лампа с теплым светом и масса предметов дачной утвари: пустые стеклянные бутылки, старый магнитофон, железки, тюль, старая печатная машинка. Все это может показаться безжизненным хламом, но достаточно включить коллективное воображение, как обычное превратится в необыкновенное.
Интересно, что шведские зрители познакомились с этой историей еще в 1964 году, когда на экраны вышел одноименный детский сериал из 13 серий. И лишь после выхода фильма писательница Астрид Линдгрен выпустила «Мы – на острове Сальткрока» в виде книги.
По сюжету семья Мелькерссон: семилетний Пелле, его старшие братья Никлас и Юхан, их овдовевший отец Мелькер и его старшая дочь Малин, которая взяла на себя роль матери, приезжают на летние каникулы в Столярову усадьбу. Там же они знакомятся с местными жителями, которых на всем острове не больше двух десятков. Среди них – маленькая девочка Чёрвен, ее отец Ниссе, матерь Мэрта, две старшие сестры Тедди и Фредди и верный сенбернар Боцман.
Все вместе они попадают в различные передряги, ищут в лягушках принца для Малин, отправляются в плаванье к затерянному в тумане острову, переживают первую любовь и первую потерю. Но главное, учатся заботе, ответственности и неподдельной храбрости. И, кстати, учат этому других.
Удивительным образом театрализованное чтение мгновенно отключает собравшихся от назойливого внешнего мира. Взрослые убирают телефоны в сумки (само по себе редкое явление для 2020 года), а детки кладут подбородки на сложенные руки (видимо, для лучшего баланса на табуретке) и без единого звука слушают одну единственную рассказчицу-актрису (Елена Дементьева).
Конечно, воображению помогает обстановка и необычное применение некоторых предметов, которые каждый найдет на чердаке своей дачи. Например, старый чайник, из которого будет назойливо капать вода, или пустые стеклянные бутылки, чей хрустальный звон напомнит проделки летнего ветра. За музыкальное и визуальное сопровождение «На острове» отвечает Вячеслав Жуков. Он то и дело дополняет и без того интересный рассказ минималистичными рисунками Наталии Боксер на специальных слайдах через диапроектор.
«Мы мечтаем привить детям любовь к литературе, к природе, на некоторое время вырвать их из привычной городской среды. Такие спектакли – это повод для диалога родителя и ребенка, почва для их последующего общения», – говорит режиссер Полина Стружкова, один из идеологов современного театра для детей.
А для того, чтобы волшебный урок воспитания лучше закрепился в неокрепших умах, создатели спектакля предлагают маленьким зрителям немного пошалить в конце. И никто тебе не скажет: «Не трогай! Это вещь старая и чужая». Как раз наоборот – здесь можно кричать в водосточную трубу, стучать на столетней печатной машинке и даже имитировать раскаты грома при помощи тюли и портативного фонаря.