Александр Стефанович, снявший когда-то картину «Душа» с участием Софии Ротару, работавший с Сергеем Михалковым на фильме «Пена», сделал к 75-летию Никиты Михалкова «Движение вверх». Премьера состоялась на одном из телеканалов, но как водится, там внесли коррективы. Теперь Стефанович представил оригинальную версию – укороченную, более динамичную, что само по себе удивительно. Обычно продюсеры – мастера на купюры. Отснятого материала столько, что, по словам режиссера, хватило бы на продолжение фильма. Сделан он в привычном юбилейном формате: о виновнике торжества говорят его близкие и коллеги. И тут присутствуют жена, дети, брат. Сам Михалков рассказывает истории из детства, когда был толстым, и его в школе били; когда наврал учительнице, что он не Михалков, а его нашли в развалинах в 45-ом.
Он вспоминает, как ухаживал за будущей женой Татьяной, как свадьбу сыграли в Грозном. В разговоре со Стефановичем признался, почему распался его первый брак с Анастасией Вертинской, востребованность которой была выше, и он не смог с этим смириться. Пришлось расстаться. Парадным портретом эту картину не назовешь, в ней много неформальных подробностей, хотя парадоксального образа нет. Нынешний министр культуры Ольга Любимова, семья которой жила по соседству с Михалковыми, вспоминает, как до 13 лет боялась Никиту Сергеевича, пока он ей популярно не объяснил: «Оля, девочки за мной бегают, а не от меня». Тут много занятный диалогов, из которых складывается образ героя. Один только разговор сыновей - Степана и Артема – чего стоит: «А ты не знаешь, зачем он нас родил?» - «Степ, сейчас уже поздно спрашивать». С коллегами Михалков явно чаще встречался, чем с детьми. Кому-то помог выжить, как композитору Эдуарду Артемьеву. Александр Калягин благодарит его за встречу с Евгенией Глушенко: «Никита нашел мне жену – талантливую, красивую. Сосватал. Спасибо тебе, родной». Жизнь как ураган, состоящая из любви и нелюбви. «Режиссер - это жизнь, а не профессия», - скажет Михалков. Как говорит Андрей Кончаловский, с него все, как с гуся вода, чтобы ни сделал. И он унаследовал эту черту от отца.
Зрителей интересует не только отсутствующий Михалков, который из-за болезни не бывает даже на своем ММКФ, не то, что на чужих фестивалях. Публике интересен и сам Стефанович, женами которого были такие прекрасный женщины и актрисы, как Наталия Богунова и Алла Пугачева. Да он от них и не открещивается.
Ковидная волна сильно сказалась на творческих людях. Почти каждый день приходят тревожные сводки об утратах и болезнях. Стойкостью порадовал Сергей Никоненко, почти каждый год участвующий в фестивале: «Меня тут прихватила короночка, но я ее как-то легко проскочил. Играли мы Островского «Не в свои сани не садись», после спектакля зрители попросили сфотографироваться, обнимались. Двое суток я провел в реанимации. Видел, как рядом люди страдали. Я просил вколоть мне снотворное, чтобы не слышать их стонов. Раньше я по 50 городов в год проезжал, а теперь дома просидел. Оказалось, что это хорошо».
Светлана Крючкова теперь зрителей предупреждает, чтобы не подходили близко, называет точную дату, когда подхватила от них вирус. Но все позади, и уже сшито два новых платья, чтобы нас порадовать. Только теперь актриса смогла вернуть украденный коронавирусом юбилей. Родилась она 70 лет назад 22 июня, в день начала Великой Отечественной войны. В основном вспоминала свою жизнь в кино, что бывает не часто. Чаще читает стихи. На старых фотографиях – совсем маленькая девочка в детском саду, юная девушка, поступающая в театральный вуз, куда ее два года не принимали. Судьба в кино, возможно, и не сложилась бы, если бы не оператор Юрий Векслер, позднее ставший ее мужем. Он заметил начинающую актрису в «Премии» Сергея Микаэляна и рекомендовал Виталию Мельникову, когда тот искал актрису для «Старшего сына»: «Возьми девку из «Премии». Фамилию забыл. Большая такая». «Не будь этого, играла бы я теперь в МХТ, - говорит Крючкова. После встречи с Векслером она уехала за ним в Ленинград. А на «Старшем сыне» четыре свадьбы сыграли: их с Векслером, Михаила Боярского и Ларисы Луппиан, Николая Караченцова и Людмилы Поргиной да еще Николай Никольский женился. Актриса процитировала Векслера, сказавшего во время съемок «Женитьбы»: «Лучший грим для Крючковой – горячая вода и мыло».
В юбилейном вечере участвовал Валерий Баринов. Он начинал читать стихи, а Крючкова подхватывала. Стоило бы это записать как-то, что никогда не повторится. Вспоминала Светлана Николаевна «Большую перемену», где роль Ганжи мог сыграть ее первый муж Михаил Стародуб. Его пробовали на роль, которая в итоге досталась Александру Збруеву.
Другие говорили про сложный характер актрисы, а она вынуждена была слушать. Виктор Мережко рассказал, как ей предпочли по этой причине более покладистую Гундареву, чем крайне удивил Крючкову. Многие режиссеры ее побаивались. Мережко перешел рубеж страха и прилюдно пригласил на роль директора Дома ветеранов в свой новый фильм. Даже Сергей Урсуляк откладывал их встречу в «Ликвидации», хотя теперь шутит: «Моя работа с ней – опровержение разговоров о мучительной режиссерской профессии, а заслуга только в том, что я произнес два слова: «Мотор!» и «Стоп». У Светланы Крючковой свое видение: «Он ничего про меня не знал, не знал, что я выросла в еврейском дворе. Вот что значит интуиция»