Роллан Петрович снял девять документальных фильмов о Чернобыле, хотя сам говорил, что восемь с половиной. Впервые отправился туда в мае 1986 года, сразу же после аварии на АЭС.
Почему-то звание заслуженного деятеля искусств получил, когда было ему за 70, и не в России, где десятилетия жил, а в родной Украине. Его фильмы в последние годы почти не вспоминали, хотя зрители прилипли к экранам, когда вышел американский сериал «Чернобыль», снятый на замороженной Игналинской АЭС в Литве. Столько лет прошло с тех трагических событий, но о них предпочитают молчать.
«Колокол Чернобыля» Роллана Сергиенко вошел в «Книгу рекордов Гиннеса», как фильм, показанный во всех странах, где есть телевидение. Зато Минатом в 1986 году грозился навеки его запретить, углядев в нем антигосударственную позицию, намерения подорвать авторитет науки и страны. Фильм отправили на «полку», и если бы не глава Союза кинематографистов СССР Элем Климов, показавший картину на пленуме Союза без разрешения, то долго бы еще он оставался без движения. А после показа коллегам «Колокол Чернобыля» попал на международные фестивали. Сергиенко продолжил чернобыльскую тему фильмами «Не спрашивай, по ком звонит колокол» (1989), «Колокол звонит по тебе» (1989), «Порог» (1990), «Приближение к Апокалипсису. Чернобыль рядом» (1991), «Чернобыль. Тризна» (1993), «Чернобыль. Послесловие» (1996), «Чернобыль-2001-Завещание» (2001).
Фильм «Тризна» начинается со слов о том, что вот уже который год я приезжаю в Чернобыль, а родные и друзья спрашивают: «Ну, зачем все время Чернобыль и Чернобыль?». А Роллан Петрович отвечает: «Я сам физически уже не могу туда ехать, но какая-то сила меня туда тянет». Родственники за него переживали, но он ездил туда и ездил, и остановить его было невозможно. Те, кто снимали там, вскоре умерли от лучевой болезни и химических отравлений. Так было с украинским режиссером Владимиром Шевченко. Умерли два оператора и звукооператор из группы Сергиенко. А самого Роллана Петровича спрашивали: «Ты еще жив?»
Летом 2019 года Роллан Петрович рассказал в нашем разговоре: «Когда я услышал о случившемся в Чернобыле, то сразу решил, что необходимо ехать туда и снимать. Тогда, как в детстве, казалось, что вот-вот начнется война. Я написал в ЦК письмо с просьбой разрешить мне поехать. Тогда идеологией руководил Егор Легачёв. К нему и посоветовали обратиться, подсказали, в какой ящик опустить письмо, чтобы оно дошло. Как ни странно, пришел положительный ответ. Тогда уже собрали группу и поехали. Мы жили в Киеве, но я уже работал в Москве. Я чувствовал, что это знак возможной всеобщей войны, сигнал конца света, хотел понять, почему так случилось. Не удалось. Как ни странно, я еще жив. И как ни странно, войны еще нет. Перестройка произошла во многом, благодаря Чернобылю. Мы тогда подошли к крайней черте».
Снял Роллан Сергиенко и три игровые картины: «Карты», «Счастье Никифора Бубнова», «Белые тучи» с прекрасной и тогда еще только восходящей звездой Маргаритой Тереховой, сцены с которой вырезали. Цензура почти все картины Сергиенко нещадно истерзала. Он также снял документальные ленты о Николае Рерихе, Григории Сковороде, хирурге Вячеславе Губенко, Олесе Гончаре, своем учителе Александре Довженко. Роллан Петрович окончил ВГИК. Его однокурсниками стали: Отар Иоселиани, Эльдар Шенгелая, Виктор Туров, Баадур Цуладзе, Лариса Шепитько, Джема Фирсова. В «Исповеди перед учителем» Роллана Сергиенко приводятся слова Довженко: «Нельзя работать для отстающего семиклассника, надо искать в лужах звезды». Так и делали его ученики.
В 2013 году сын Роллана Петровича – режиссер и продюсер Алексей Сергиенко снял о нем фильм «Здравствуй, папа. Роман о Роллане», но награды за него получал отец. 4 декабря Алексея не стало. «Для меня самая большая жертва - мой рано ушедший сын. Он выстирал мою чернобыльскую одежду своими руками, потому что не было стиральной машины. Может тогда подорвал свое сердце, свою жизнь. Поэтому я считаю себя невольным виновником его ранней смерти. Может быть, это я уже сошел с ума и говорю вам об этом. Выстиранная им одежда и сейчас лежит на балконе», - сказал в интервью «МК» Роллан Петрович.
Со своей женой Еленой Роллан Петрович вместе прожил больше 60 лет. Как она опекала его! Особенно в последние годы. Стала его голосом, когда он уже едва говорил, схватывая на лету мысли мужа. Их дочь Светлана стала актрисой. Внучка Александра Розовская (ее отец – режиссер Марк Розовский) - тоже актриса, работает в РАМТе. Она с 13 лет играла в мюзикле «Норд-Ост» Катю Татаринову, а в трагический день 23 октября 2002 года находилась в Театральном центре на Дубровке, захваченном боевиками. Так что страдания ее прекрасного деда одним только Чернобылем не измеряются.