Первоначально, конкурс должен был, как и в прошлом году, проходить в Ярославле. Но буквально за несколько дней до открытия Ярославль по причине второй волны пандемии закрыли и конкурс в спешном порядке пришлось переносить в Москву. Так что открылся он на традиционной для него сцене театра имени Сац, на которой конкурс проходил и раньше.
Естественно, по той же самой «пандемийной» причине число участников оказалось значительно меньше, нежели в прошлые годы. Во втором туре Всероссийского конкурса (первый тур здесь традиционно является отборочным, по видеозаписям) в состязаниях участвовали 54 танцовщика из 12 городов России, а на третий тур из них прошло 24 исполнителя. Тем не менее интерес к конкурсу настолько велик, что не все танцовщики, которые бы хотели принять в нём участие, получили такую возможность. По правилам конкурса, участвовать в нём могли только лица, имеющие российское гражданство. Так что многие танцовщики, работающие в России, но являющиеся гражданами других государств, на балетное состязание попасть не смогли. В таком положении оказался, например, танцовщик театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Мушег Аветисян, имеющий гражданство республики Армения. Не прошел на конкурс и артист Татарского театра оперы и балета им. Мусы Джалиля Алессандро Каггеджи, который имеет англо-итальянские корни и является гражданином Великобритании. Тем не менее на конкурсе он получил Спецпремию, но уже как хореограф («за лучшую хореографию номеров, специально поставленных для конкурса»).
Высокую планку конкурсу в старшей группе задали танцовщики из Красноярска. Именно они и получили золотые медали как в мужской, так и в женской номинациях. Так, бурю темперамента, мужественность и техническую оснащенность выявил в своём танце артист Красноярского театра оперы и балета - Георгий Болсуновский, лидировавший в конкурсе с большим отрывом от остальных участников и по справедливости ставший его золотым лауреатом. Запредельная эмоциональность 23-летнего артиста перекрывала все недостатки его атлетичной фигуры. Этот танцовщик был неотразим, исполняя и свою вариацию раба из балета «Корсар», и выходя в вариации Актеона из балета «Эсмеральда». А в вариации Филиппа из балета «Пламя Парижа» - своими прыжками и бешеной энергетикой танца вообще сразил наповал всех присутствующих в зале. Думаю, после такого исполнения, решение жюри о золотой медали было единогласным.
- Почему ты не участвовал в «Арабеске»? – спрашиваю я Георгия Болсуновского после его заключительного выступления на конкурсе, собственно и предопределившего его победу.
- Я хотел поехать на «Арабеск», но, к сожалению, заболел коронавирусом и мне пришлось все отменить. Но даже переболев, я всё равно решил приехать хотя бы на один из конкурсов! Морально настраивал себя ещё с лета, потому что конкурс для меня - это всегда нервы и большой стресс. Ведь это не спектакль, где у тебя есть время и возможность раскрыться. Тут за одну-две минуты нужно показать всё, что ты умеешь и ошибки не простительны. А случайный срыв - поражение.
- Но ты ведь не впервые такие награды получаешь? Ты обладатель «Гран-при Сибири» в 2018 году… Как ты считаешь, у тебя на конкурсе конкуренты были?
- Конечно. Каждый из участников разный, каждый по-своему хорош и каждый чем-то может понравится. Конкуренция на конкурсе есть всегда, и все участники очень сильные, иначе бы на конкурс не поехали.
- Что тебе дают конкурсы? Всё-таки ты артист и уже танцуешь в театре все главные партии.
Конкурсная жизнь у артистов, она очень короткая. Если говорить про старшую группу, то с 18 до 27 лет максимально. В театре ты поднимаешься на какую-то ступеньку, но для того, чтобы развиваться дальше тебе нужен толчок. И как мне кажется (почему я и езжу), конкурсы, на которые ты можешь приехать и показать какой-то уровень, который ты наработал за определенный срок, дают этот толчок. В театре это делать сложнее, потому что это один коллектив. На конкурсах новые люди с другими возможностями, и это дает тебе необходимый стимул для дальнейшего развития.
- Говорят, что на конкурсе побеждают люди с сильным характером. Конкурс, это соревнование не столько техники, сколько характеров. Ты, по-моему, уже такой закаленный конкурсный боец…
- Ну мне это не совсем присуще, потому что если бы со мной на конкурс не поехала моя жена, моя поддержка и опора, если бы она не заботилась обо мне на всех этих конкурсных просмотрах, и если бы не поддержка всех моих близких, я бы конечно быстро «сдулся»… Честно говорю! Потому что всегда очень переживаю, нервничаю. Из-за моего характера и постоянного мандража, который я испытываю, я постоянно «косячу» на сцене. Особенно на конкурсах.
- Странно, по твоему танцу ты производишь совершенно другое впечатление. И перед обычным спектаклем ты испытываешь такой же «мандраж»?
- Да, несколько минут переживаю. Всегда волнуюсь. Но спектакль это ведь долгопротяженное действие, поэтому все со временем проходит, и ты танцуешь, раскрываешься в спектакле. Действует аура спектакля, образ, который ты несёшь. А на конкурсе у тебя всего лишь один шанс: выйти и показать себя.
- А когда перед твоим выступлением, которое как раз завершало конкурсную программу, диктор по ошибке объявил, что конкурс закончен, это не сбило тебя?
- Нет. Я только подумал: «А как же я?». Конечно, получилась очень смешная ситуация, которая как раз и показывает, что все мы люди и можем ошибаться. Это даже дало мне возможность чуть-чуть переключиться с нервозности. Мне вдруг стало смешно и так легко…То есть, обстановка разрядилась.
- Конкурс в этом году очень сильный. В жюри я был много раз, но я даже не помню, когда он был слабым. Всегда есть большое количество молодых людей, которые выдают качественный результат. Мне, конечно, приятно, что артисты моего театра завоевали золотые медали, но были и другие достойные участники, например, артистка Кремлевского балета Александра Криса, — делится своими впечатлениями член жюри конкурса, художественный руководитель Красноярского театра оперы и балета имени Д.А. Хворостовского Сергей Бобров.
Судя по выступлению красноярских артистов, этому руководителю действительно удалось создать в Красноярске высокопрофессиональный и очень сильный коллектив. Чего только стоит ещё один представитель этого театра – сверхобаятельный и харизматичный итальянец Марчелло Пелиццони! Сергей Бобров пригласил красивого итальянского танцовщика в труппу в сложный для того момент. Они встретились в Варне, когда Марчелло только закончил Московскую академию хореографии и по причине травмы не смог показаться ни в одну московскую труппу. Бобров сразу соблазнил итальянца премьерским репертуаром и теперь Красноярской труппе можно только позавидовать. Поскольку Марчелло тоже иностранец, он смог принять участие в Всероссийском конкурсе лишь как партнер. С участницей конкурса Еленой Свинко (I премия и золотая медаль в женской группе), высокотехничной и виртуозной танцовщицей, неоднократной лауреаткой международных конкурсов (вместе с Георгием Болсуновским она тоже участвовала в конкурсе «Большой балет» в 2018 году), пара покорила публику и жюри Всероссийского конкурса буквально с первого же своего выхода на сцену: чудом сохранившееся па-де-де под названием «Венецианский карнавал» из недошедшего до нас балета Мариуса Петипа «Сатанилла» артисты станцевали стилистически выверено и блистательно. Елена Свинко показала каскад па-де-бурре и обольстительность своей героини – куртизанки Олимпии, а Марчелло не только предъявил отличные партнёрские навыки (и потому получил специальный приз конкурса за партнёрство), но и прекрасно справился со своей вариацией, а кроме того, раскрыл одно из драгоценных своих качеств - выразительность подачи танца. Не менее ярко эта пара выступила и в па-де-де из балета «Раймонда».
Немногим уступала Елене Свинко другая участница конкурса - Александра Криса. Со своим партнером Юрием Выборновым, тоже лауреатом всевозможных международных конкурсов, на этот раз участие в соревнованиях танцовщиков не принимавшего (но также получившего Спецприз, как лучший партнёр Всероссийского конкурса), точеная и женственная Александра с неподражаемым шармом станцевала Pas d`esclave из балета «Корсар», уверенно завоевав на конкурсе II премию и серебряную медаль.
Участие в конкурсе таких сильных танцовщиц как Елена Свинко и Александра Криса сделали бронзовую медаль Алеси Лазоревой (поделившей третье место в старшей группе с солисткой театра «Русский балет» Ксенией Орёл) поистине золотой. Что ещё более важно, юная исполнительница на равных соревновалась здесь с опытными примами, являясь ещё ученицей третьего курса балетного училища «Гжель» (педагог Ольга Шаройко). При этом отличную выучку показала на этом конкурсе не только Алеся Лазарева, но и другие представительницы этого училища: студентка первого курса Ульяна Васильченко, получившая второе место в младшей группе (педагог Богдана Лапина), и обладательница красивых линий Юлия Адликовская, студентка второго курса училища «Гжель» (педагог Ольга Шаройко). Выпустив 11 лет назад нынешнего премьера Большого театра Дениса Родькина, «Гжель» сегодня в ряду лучших балетных училищ страны. Выпускники этого учебного заведения становятся солистами таких прославленных балетных трупп, как труппы Большого театра, Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко, Кремлевского балета или известного на весь мир театра балета Бориса Эйфмана.
Если золотая медаль в младшей группе среди девушек не была присуждена никому, то среди юношей жюри посчитало нужным наградить всех, кто только принял участие в этом конкурсе. Обращает на себя внимание и тот факт, что первые два места жюри были отданы воспитанникам Московской академии хореографии (I премию получил Иван Сорокин, II премию - Богдан Плешаков), которая и сегодня продолжает занимать лидирующие позиции в мире. При этом Иван Сорокин (педагог Валерий Анисимов), получивший на конкурсе «Арабеск» серебро, на Всероссийском конкурсе даже улучшил свои позиции и переместился на первую строчку рейтинга танцовщиков.
Этого чудо-мальчика хорошо запомнили и зрители проходившего в Большом театре три с половиной года назад XIII Московского международного конкурса артистов балета и хореографов. Тогда 14-летний ученик хореографического училища из Сыктывкара оказался самым юным участником и даже прошел на III тур. Сверхвиртуозных трюков на конкурсе тогда (как, впрочем, и сейчас) он не показывал, но проявил отличную выучку, однако настолько не рассчитывал выйти в финал, что не подготовил для III тура нужные вариации и уехал домой. Тем не менее, талантливого парня заметили и пригласили обучаться в Московскую академию хореографии, и вот теперь он демонстрирует феноменальные данные (особенно восхищают его «культурные» стопы и огромный, даже по современным меркам, шаг) и является обладателем золотой медали.
Впервые среди конкурсантов оказался и студент Академии танца Бориса Эйфмана Егор Рачин, тоже, кстати, родом из Красноярска. Естественно, на конкурсе наибольший успех имел исполненный им современный номер из репертуара его педагога Игоря Колба «Лебедь» в эксцентричной хореографии Раду Поклитару, но неплохо парень справляется и с классикой. У него красивые ноги, большой прыжок, так что его заветная мечта, в которой юный танцовщик признался мне в последний день соревнований - пройти просмотр и попасть в Мариинский театр - не так уж и недостижима.
- Мы все судили с очень большой доброжелательностью, но строго – подвёл для «МК» итоги председатель жюри Всероссийского конкурса, художественный руководитель и главный балетмейстер театра «Кремлёвский балет» Андрей Петров. - Сам приезд в этой ситуации - маленький творческий подвиг. Конечно мы хотели, чтобы уровень этого конкурса был очень высок. Вполне естественно, что он был, может быть, ниже, чем предыдущий. Но наш балет по- прежнему находится на очень высоком уровне. Однако недостаток кадров, в частности педагогов, сейчас уже начинает, к сожалению, сказываться. Это касается в основном, не Москвы и Санкт-Петербурга, а остальных городов. Из числа лауреатов хочу отметить яркого танцовщика Ивана Сорокина. На конкурсе он, безусловно, выделялся. Вообще, конкурс дает большой профессиональный старт для его участников. Они учат новые роли, оттачивают новые танцевальные партии. Конкурс — это большая школа эмоциональной выносливости.