Борис Плотников был прообразом того типа актеров, который определяют исключительно профессиональные достижения. Личная жизнь народного артиста оставалась тайной даже для его коллег, которые отзывались о нем как об очень скромном и крайне сдержанном человеке. Плотников не давал интервью. А если и делал исключения, то потом сам жалел об этом. О себе говорил коротко – «Я женат».
В театре молодой человек оказался не сразу. Сначала пытался поступить в Свердловскую консерваторию по классу скрипки, но потерпел неудачу. Потом последовало еще две попытки – в театральных вузах Ленинграда и Москвы. В первый раз подвел уральский говор. Тогда преподаватели Ленинградского театрального института предложили провинциалу пожить в северной столице и «адаптировать» речь. На приемных экзаменах в Школе-студии МХАТ произошла та же история, и юноше вынесли вердикт «профнепригоден».
Плотников вернулся на малую родину, где отучился в Свердловском театральном училище. Оттуда попал в местный ТЮЗ, где Борис Григорьевич сыграл порядка 30 ролей. А в 1976 году оказался на своей первой съемочной площадке в последнем фильме Ларисы Шепитько «Восхождение» по повести Василя Быкова. Дебютная и сразу главная роль Сотникова стала подарком судьбы для 25-летнего провинциального артиста. Шепитько умышленно отказывала именитым профессионалам – Андрею Мягкову, Николаю Губенко, Владимиру Высоцкому – в пользу малоизвестных. Чтобы их прошлые роли не оттеняли образы в «Восхождении». На роль Сотникова она искала своеобразного Христа и нашла его (спустя 7 кинопроб) в лице Бориса Плотникова.
Такой старт в кинокарьере — настоящая удача. Но чем выше взлет, тем сложнее опаснее взятая высота. «Поработав на съемках у Шепитько, я думал, что в кино всегда так. Но уже следующий фильм показал, что нет: и материал может быть другой, и режиссура другая, и от тебя другие требования», — признавался Плотников в одном из редких интервью.
Он был уникальным артистом, но кино перед ним так и осталось в неоплатном долгу. Почему так происходит с актерами, просто созданными для него, обладающими завидной киногенией? Список фильмов, в которых Плотников снимался, выглядит внушительно, но не сделано и половины того, что он мог. Дебют в кино был необыкновенным. Когда «Восхождение» показывают в ретроспективах международных фестивалей, фильм производит невероятное впечатление. Зрители спрашивают, что это за удивительный актер, лицо которого подобно лику. Он мог бы сыграть в кино Мышкина и Иисуса Христа.
Плотников настолько аристократичен и изыскан, что был обречен на образы российских государей – Петр III, Николай I, Александр I. Его приглашали на чеховские роли. И тот факт, что работал он с Валерием Рубинчиком в «Дикой охоте короля Стаха» и Александром Прошкиным в «Холодном лете пятьдесят третьего…», с режиссерами, знающими толк в хороших актерах, о многом говорит. Для миллионов зрителей Борис Плотников останется в памяти прежде всего как доктор Борменталь в «Собачьем сердце» Владимира Бортко, которая была в чём-то неожиданной для самого Плотникова и лишний раз подтверждала, что он не вписывается в раз и навсегда установленные границы.
Двери столичного театра для Плотникова распахнулись с того же «Восхождения». В театре Сатиры он был дублером Андрея Миронова. Играл в спектаклях «Вишневый сад», «Тени», «Ремонт», «Феномены», «Бешеные деньги». Через 10 лет перешел в театр Советской армии.
С начала нулевых Плотников играл в двух театрах. И каких – МХТ им. Чехова, в труппе которого состоял с 2002 года, и в Табакерке. В МХТ у него был один спектакль – «Женитьба», а в Табакерке – три. Последняя роль там – в премьерной постановке – «И никого не стало» по пьесе Агаты Кристи пользовалась огромным успехом. В том числе и благодаря работе Плотникова, на этот раз выступившего в роли главного злодея - судьи, который желая установить мир справедливости, мстит грешникам, собранным им же в замке на острове. Последние ноябрьские спектакли пришлось отменить – Борис Григорьевич заболел, что для него, как для любого пожилого человека, опасно. Он - хронический гипертоник, сосуды слабые, возраст опять же - очень опасался подхватить COVID. И этот страх сыграл свою роковую роль. Заболев, Борис Григорьевич скрывал от близких плохое самочувствие, похоже, боялся признаться самому себе, что это может быть тот самый вирус. И только когда возникли проблемы с дыханием, обратился к врачам, но было поздно: 80 процентов поражения легких, реанимация и...
Профессионал высокого класса, он был мастером художественного слова. Его невероятно красивый голос, глубокий, с особым окрасом звучал на радио, донося до нас бесценные произведения классики (год назад Борис Григорьевич с удовольствием откликнулся на предложение прочитать «Тотальный диктант»). И если Плотникова как актера знали хорошо, то Плотникова–педагога только начинали узнавать. Четыре года назад в ГИТИСе Владимир Андреев поручил ему курс, который считался самым слабым. Но за эти четыре года новый педагог совершил невозможное – курс резко набрал в профессиональном смысле, а спектакли, показанные на фестивале театральных школ, прочно вошли в репертуар театрального Центра на Страстном. У Бориса Григорьевича, так уж сложилось, не было своих детей, и к студентам он относился как отец родной. Они отвечали ему взаимностью.