Болгарской учительнице тоже страшно, но, как добрый и образованный человек, она не может бросить на произвол судьбы доктора из Мали и дает ему приют. С тех пор жизнь деревни резко меняется. Продавщица перестает давать продукты в кредит. Местные жители, охваченные страхом, требуют изгнать незваного гостя. Учительницу воспринимают как проститутку. Вот такая бесхитростная история признается лучшей. Она вообще актуальна в свете современной повестки дня, хоть на «Оскар» выдвигай. Есть черный герой, к тому же мигрант, и женщина с букетом проблем.
В аутсайдерах в итоге остаются классики, даже продолжающие со зрителями разговор на злобу дня. Венгерский «Заключительный отчет» Иштвана Сабо с выдающимся австрийским актером Клаусом Марией Брандауэром поднимает проблемы, связанные с медициной, где идет сокращение и на пенсию отправляют опытных специалистов. Столичный кардиолог вынужден уехать в небольшой городок, где родился, чтобы занять вакантное место семейного доктора. Провинциальная жизнь таит свои сюрпризы, и врач из Будапешта не вписывается в местные реалии. Можно, конечно, говорить о том, что 82-летний Сабо уже не снимет шедевр, равного «Мефисто», но он мыслит объемнее других, не гонится за актуальной повесткой, хотя и от времени, как видим, не отстает.
Остался без внимания жюри и финский классик Мика Каурисмяки (родной брат Аки Каурисмяки), снявший камерную картину «Милостивая ночь» в своем фирменном стиле. Не будь пандемии, не появилась бы троица колоритных мужчин, встретившихся в баре в центре Хельсинки. Общими усилиями они пытаются понять, что происходит с ними и миром. Видимо, авторитет таких мэтров, как Сабо и Каурисмяки, уходит в прошлое. Важнее открывать новые имена и территории.
Наградой жюри NETPAC, отвечающей за продвижение азиатского кино, отмечена снятая на русском и казахском языках криминальная драма «Улболсын» (Казахстан—Франция) Адильхана Ержанова. Героиня, живущая в городе, приезжает в родное село и пытается спасти 16-летнюю сестру, похищенную местным знахарем. Не без участия собственной матери малолетняя невеста попадает в его обеспеченный дом. Полиция бездействует, а вызванный из города спецназ вынужден отступить перед натиском местных жителей, готовых биться за свои устои. Патриархальный уклад непобедим. Закончится все плохо. Младшая сестра бросит старшей: «Ты мне жизнь испортила! Чего ты добивалась?» Название у фильма говорящее. Так называют девочек при рождении, когда ждут сына и наследника. «Пусть будет мальчик» — такое послание отправляют в небо. То есть следующим должен быть мальчик. Любопытно, что в Казахстане режиссер Екатерина Суворова снимает документальный фильм «Кызболсын» — о том, почему девочек называют именами с приставкой, означающей мальчика, — Улболсын, Улдана, Улжан, Улбала… Так и живут несчастные с клеймом обманутых ожиданий.
За режиссуру отметили турецкого режиссера (режиссерку — как теперь говорят) Нисан Даг за мультикультурную картину «Когда я буду мертв». Она переносит нас на окраину Стамбула, где 19-летний рэпер и любитель травки знакомится с европейской девушкой. В картине снимались непрофессиональные актеры. В ней заключен еще один модный и старый как мир тренд: Запад есть Запад, Восток есть Восток… Им, как известно, не сойтись.
Тема насилия в современном ее преломлении пышно расцветает в кино. В португальской картине «Подчинение» Леонардо Антониу, отмеченной за лучший сценарий, героиня подает в суд на мужа-насильника, но еще не наступили благословенные времена, когда такой номер может пройти легко и просто. В этом смысле современные феминистские завоевания можно возвести на пьедестал.
Французская картина «Территория мужчин» Ноэля Марандина отмечена за операторскую работу. Молодая героиня Констанс пытается спасти приходящую в упадок ферму отца, которого играет любимый актер братьев Дарденн Оливье Гурме. Влиятельный Сильван, к которому она обратилась за поддержкой, готов сделать шаг навстречу, но через постель. После акта насилия Констанс идет в полицию, а в ответ получает косые взгляды соседей, непонимание собственного отца. Это вам не 2020-й, а 1994 год. Как же изменился общественный вектор с тех пор.
Польская картина «25 лет невиновности», отмеченная в программе дебютов, тоже о насилии, но только мнимом. Томаш Коменда осужден на 25 лет за изнасилование, которого не совершал. В основе фильма — реальные события, взорвавшие спокойствие Польши. Похоже, эти темы и будут сопровождать нас в ближайшие годы.