- Когда мы собирались играть спектакль, – рассказывает писатель – я обратился к Игорю Скляру: «Как мне быть?». Он сказал: «Ты можешь делать, что хочешь. Хлопать, прыгать. Ты писатель, тебе всё позволено. Это актёры должны играть, а с тебя - взятки гладки». Это меня совершенно успокоило, и я уже стал танцевать так, что он не мог меня остановить.
Водолазкин сыграл и в театрализованной читке своих драматических произведений в «Современнике» фрагмента пьесы «Музей».
- Тогда я почувствовал, что могу сказать о себе словами песни Высоцкого: «И что сам как любитель играю во МХАТе» – с улыбкой заключает он. – Здесь важно вовремя остановиться. Писатель в каком-смысле актёр, но в отличие от актёра, он играет все роли. Однажды в разговоре с Фанни Ардан я придумал, как мне казалось, красивую конструкцию: «Писатель – это тоже актёр». На что она мне ответила с мрачным видом: «Не выдумывай! Писатели пишут, а актёры играют». Я не посмел возражать. Но от своей идеи не отошёл.
Писатель признался, что многого ожидает от постановки своего романа «Лавр» в МХАТе им. Горького. Роли в спектакле исполнят Дмитрий Певцов (Лавр) и Леонид Якубович (старец Никандр). Такой выбор режиссёра Эдуарда Боякова порадовал писателя.
- Мне кажется, это будет не тривиальная постановка, а очень интересная, – делится впечатлениями Водолазкин. – Кроме того, я видел инсценировку, которая показалась мне весьма достойной. Надеюсь, что мои ожидания оправдаются в полной мере.
Время самоизоляции для Водолазкина прошло очень плодотворно. Он написал сразу несколько книг. Среди них роман «Оправдание острова», в котором Средневековье переплетается с современностью. По словам писателя, средневековый гуманизм был в чём-то гуманнее Нового времени, поскольку исходил из того, что человек – творение Божие и как таковой неприкасаем, и «его нельзя просто убить на счет "раз", как это происходило в двадцатом веке» – отмечает писатель. Водолазкин считает, что в отличие от Средневековья, сегодня нет объективного отношения к истории.
- История сейчас, быть может, страдает так, как не страдала прежде. Она становится частью политики, инструментализируется для самых разных целей, – говорит Водолазкин. – Средневековая история была более объективна. Это был взгляд сверху, с нравственной точки зрения, с точки зрения Небес. Нынешняя история глубоко партийна. Это взгляд со стороны того или иного государства, социальной группы – взгляд сбоку. А он никогда не может быть объективным.
Рассказал писатель и о своём отношении к пророчествам, которые присутствуют в его произведениях. Водолазкин воспринимает их как часть христианской религии и культуры, прямое подтверждение того, что времени нет – преодоление времени.
- Пророчества – это свойства некоторых людей видеть то, что существует, с нашей точки зрения, в будущем, а с их, поскольку они преодолели время, существует вообще, – объясняет он. – Предвидения свойственны многим людям. Многие видят сны, которые сбываются, из ноосферы к ним приходит то, что существует вне времени. Просто надо понимать, что не все пророчества истинны. Есть люди, авторизованные в отношении пророчеств, а есть те, кто делает из этого своего рода бизнес. Это собственно пророчествами не является.
Среди любимых книг, которые он читает с детства, писатель назвал роман Даниэля Дефо «Робинзон Крузо».
- Это, по сути, библейская история блудного суда. Меня потрясает, что человек воссоздаёт цивилизацию из ничего, находясь на острове.
Водолазкин признался, что какое-то время хотел бы пожить на необитаемом острове. Особенно это чувство сильно, когда начинает давить переизбыток общения и хочется успокоиться.
- Когда попадаешь на переполненный пляж, ложишься в этом кишении тел, то начинаешь думать о Робинзоне Крузо. Засыпая, чтобы успокоиться, я представляю себя на необитаемом острове.