За пару месяцев в международной музыкальной акции солидарности уже приняли участие музыканты из России, Украины, США, Канады, Франции, Германии. О своем участии в «благородном деле» объявил вчера и Евгений Феклистов, фронтмен группы «Конец Фильма». С эмоциональными словами поддержки беларусам присоединился буквально сегодня и Макс Покровский со своей командой «Ногу Свело!», разместив в плейлисте акции недавний боевой трек «Молчание Ягнят».
Организаторы акции предложили неравнодушным музыкантам, деятелям культуры поддержать людей в Беларуси, поскольку «в тяжелые дни им очень нужны человеческое тепло, проявления солидарности и осознание, что они не одни».
Одним из первых откликнулся Евгений Федоров, лидер и вдохновитель культовой рок-группы Tequilajazz, а также проектов Optimystica Orchestra и Zorge. Свой музыкальный номер артист сопроводил размышлением о том, что «недопустимо насилие любого вида, происходящее без суда, без установления вины, как недопустимо во имя любых — государственных или прочих — интересов пытать, калечить и убивать людей».
Продюсер международных фестивалей Павел Коротков, один из вдохновителей проекта, признался «Звуковой Дорожке» в интервью, что «музыканты вряд ли смогут принести желаемую свободу и порядок в Беларусь, но в любом случае их поддержка важна, поскольку вызывает большой резонанс и в числе усилий многих других людей становится еще одной каплей, которая точит камень»:
— Обращение Макаревича оказалось очень своевременным, — отметил г-н Коротков. — Оно вызвало настоящий всплеск интереса и внимания к акции. Мы не можем быть в стороне, очень хотим поддержать людей, поскольку у многих, в том числе у музыкантов, например, есть родственные и семейные связи, белорусские корни… Мы все переживаем за людей, которые подвергаются страшной опасности...
— Ваша акция длится уже несколько месяцев. Какая реакция из Беларуси?
— Очень живая реакция, мы видим ее напрямую. Все наши акции тут же репостятся в белорусских соцсетях, обратная связь хорошо работает. Но дело не в благодарностях, а в том, что мы даем людям своего рода психологическую помощь. Для нас очень важно именно это человеческое измерение.
— Насколько широкий отклик у музыкантов возымел ваш призыв?
— Поначалу мы разослали наше предложение музыкантам и продюсерам, с которыми так или иначе работали. У друзей, в свою очередь, есть другие друзья. В онлайне общаться и что-то делать несложно, технология связи давно наработана. Так стали присоединяться музыканты, артисты уже не только из России, но и из других стран, многие соотечественники, проживающие за границей. Есть очень интересная команда из Франции French Entertainment, где один из музыкантов выходец из Демократической Республики Конго, который сам прошел через испытания диктатурой, когда на его родине ураганил «нацлидер» Мабуту; он знает, что такое тирания, и близко к сердцу принял идею нашего фестиваля. В двух частях акции уже приняла участие дюжина артистов, пришло еще больше 20 заявок. Важно, что помимо музыкальных номеров артисты записывают личные обращения, где рассказывают о своих переживаниях, эмоциях, говорят слова поддержки. Есть и специальные ролики — например, группа «Электропартизаны» выпустила тематический клип про Беларусь, которым и поделилась в рамках нашего онлайн-фестиваля.
— Тем временем в поддержку Беларуси уже высказались многие большие мировые звезды. Вы пробовали позвать их и на вашу площадку?
— Уже откликнулись Faith No More, музыканты готовят для нашей акции специальное послание и музыкальный номер. Мы думаем о таких именах, как Стинг, Питер Гэбриел, Пол Маккартни, Йоко Оно. С Йоко у нас вообще очень легкая и хорошая связь. Идет работа с менеджментом, разговариваем с общими друзьями. Думаю, это вопрос времени. Мы к этому стремимся, и думаю, что это будет следующий и качественно новый шаг в проекте. Для людей в Беларуси важно видеть проявления солидарности со стороны известных, авторитетных публичных людей, популярных артистов.
— Еще в августе твои коллеги собирались устроить в Москве фестиваль солидарности «Партизан Фест», но тогда неожиданно «ушли в отказ» все потенциальные клубные площадки. В итоге удалось собраться только в телестудии «Дождя», где были те же Макаревич, Кортнев, другие. Наткнулась на стену непонимания и похожая затея уже бóльшего концертного размаха, с предполагавшимся участием «Би-2», Оксимирона…
— В данной ситуации всем музыкантам, которые так или иначе высказывались на эту тему, мы рассылаем приглашения; надеемся, что многие из них, конечно, откликнутся. Безусловно, это их личное дело. Уже написали Борису Борисовичу (Гребенщикову), понимаем, что он занятой человек, ждем ответа. Федор Чистяков, основатель группы «Ноль», готовит сейчас отдельную работу, которую мы ждем с нетерпением и готовы будем выложить в самое ближайшее время.
— В Беларуси на днях вышел очень интересный сборник Long Play Belarus, 10 групп самых разных жанров — от тяжелого рока («Голос Кинчева») до рэпа (Murovei), брит-попа (White Cave), синтиуэйва (Dlina Volny) и других весьма прогрессивных и интересных музыкантов — объединились в поддержку гражданского движения. Страшная гибель в Минске Романа Бондаренко всколыхнула даже тех, кто до поры до времени молчал. Жестко высказались Рита Дакота, Uzari, группы Akute, J:Mors, рэпер Бакей. Даже Анжелика Агурбаш написала пронзительный пост: «В Беларуси убили человека просто за ленточки. Нет слов, нет сил. Роман, сынок, светлая память тебе. Ты наш воин света, наш герой!». Пробирает до мурашек и слез. Все эти люди находятся на месте событий, пока мы наблюдаем из Москвы. Есть ли идея коллаборации с белорусскими музыкантами на вашей платформе? Было бы логично…
— Да, конечно, мы уже связывались с музыкальными продюсерами в Беларуси. Не исключено, что к нашему онлайн-фестивалю присоединятся белорусские музыканты. Они действительно очень активны, это делает им честь и вызывает большое уважение.
— Когда выходила первая часть «Жыве Беларусь!», было ли ощущение, что на этом все не закончится, что акция потребует продолжения? Уже вышла вторая часть, третья на сносях, и, видимо, не последняя. Я имею в виду не творческий контент, а ситуацию в Беларуси, которая, к сожалению, не лишает идею злободневности…
— Судя по заявкам от разных музыкантов, уже набирается материал не то что на три — на шесть «серий». С одной стороны, можно радоваться, что наше дело имеет резонанс, развивается, что присоединяются артисты самых разных направлений — от бардов до панк-рока, регги, классической музыки и т.д.; но, с другой стороны, конечно, хотелось бы, чтобы сам повод, породивший эту историю, не превратился в бесконечную и безысходную константу. В данной ситуации приходится полагаться только на провидение. Мы будем счастливы, если это будет тот самый проект, который удастся закончить как можно быстрее.
— Надо полагать, что, когда все закончится, жирной точкой станет уже не онлайн, а мощный офлайн на какой-нибудь большой площади?
— Думаю, что мы сделаем этот концерт в Минске, на одной из самых больших сцен, а люди, которые сменят действующую власть, нас туда пригласят.
* * *
Тем временем, пока Андрей Макаревич записывал под тревожный метроном метафорично безысходную «Зону», а Максим Леонидов, как и десятки других артистов, «не мог не думать о судьбе каждого» в братской Беларуси, расписной блогер, новоиспеченный «музыкант года» и одновременно «женщина года», по версиям двух глянцевых журналов, Моргенштерн (Алишер Валеев) отправился в Минск на концерт этаким распальцованным упырем. Как он, собственно, умеет или просто может.
В городе, израненном милицейскими дубинками, где тысячи невинных граждан брошены в тюрьмы, где страшные слова «Жодино» и «Окрестина» самые теперь расхожие, где почти каждого или у каждого кого-то где-то схватили, повязали, посадили, отдубасили, где оплакивают навзрыд невинно и зверски убиенных и растерзанных, — вот в этом городе на концерт к популярному селебрити пришла та самая молодежь, лица и воля которой нас так восхищают; молодежь, которая днем отважно шла под пули, гранаты и дубинки ради своего достоинства и свободы, а вечером — да, пошла на концерт, жизнь есть жизнь. В концертном зале гордо и приветливо размахивала своей родной национальной символикой, бело-красно-белыми стягами в том числе, даже не подозревая, что творит, оказывается, нечто предосудительное. И тут вдруг, будто взбесившийся таракан, выскочивший из-под плинтуса, эта «женщина года» на ровном месте закатила визгливую истерику с матерными воплями, прервав свое гнусавое кваканье, выдаваемое за пение…
«Мне пофиг на то, что происходит у меня в стране», — колотился в падучей башкирский звездун, имея в виду, мол, что а в вашей — тем более («пофиг» — литературный перевод обычной его примитивной трехэтажной похабщины, то есть не Шнур ни разу). Требовал немедленно свернуть всякую «оппозицию», поскольку, видите ли, он приехал сюда «повеселиться и отдохнуть». Как раз самое время и место выбрал!
Такие вот «два мира, два детства». Многотысячный зал, собравшийся поглазеть на заезжую знаменитость, конечно, слегка оторопел и многоголосым хором сперва шуганул в ответ распоясавшегося гостя, а вдогонку еще и пожелал хорошей дороги в соцсетях. Ох, лучше бы их не читать, эти пожелания. Самое мягкое — в его же «моргенштерновском» духе: «Погнали назад в Азию ср@ным веником». В общем, приключилась гнусная мерзость из серии «продажно-сервильной поп-хроники», которая тоже имеет своих «героев», смачно вляпавшихся в историю. Ведь поза «пофиг» в смеси с верноподданническими прогибами гарантируют любой «женщине года», даже самой похабной и слабой, беззаботное порхание даже в самых темных и кровавых джунглях. Они это называют «правила игры».
Похоже, однако, что на том самом концерте свободы, о котором мы мечтательно судачили с Павлом Коротковым и который соберет в Минске прекрасных, талантливых, креативных, гордых, не растерявших чести и достоинства музыкантов и их победивших зрителей, воцарятся, видимо, уже другие правила. Как и во всей Беларуси.