В Минкульте заверили: нет, отбирать купленные билеты у зрителей никто не собирается. Как сказано в приказе, если до 13 ноября на мероприятие продано билетов больше, чем установлено новым лимитом, всех гостей театры, филармонии и концертные залы будут обязаны пропустить.
- Если отбирать у людей билеты, это будет поводом для скандалов, - считает председатель совета директоров крупнейшего оператора по продаже билетов Лев Белов, - Не понятно, по каком принципу определить, кого пропустить на спектакль, а кому вернуть деньги. В любом случае, часть зрителей осталась бы обижена. Ведь люди на законных основаниях приобрели билеты.
Однако ожидать полных залов даже на самых популярных представлениях не стоит. Во-первых, операторы все лето и осень могли торговать билетами в пределах тогдаших лимитов – не более 50 процентов от вместимости зала. Во-вторых, ажиотажа с начала пандемии нет в принципе.
Как рассказали эксперты, лучше всего сейчас расходятся билеты на новые мюзиклы. В целом же уровень продаж билетов театралы назвали катастрофически низким. Главной причиной такой ситуации специалисты видят боязнь людей выходить в людные места. Чтобы подстегнуть любителей искусства не отказываться от прекрасного даже в период кризиса, операторы пошли на жертвы: отказались от сервисных сборов. По словам представителей отрасли, эта мера оказалась эффективной и помогла вернуть продажи практически на допандемийный уровень, но ненадолго. Введение новых ограничений эксперты оценили как настоящую беду для театров.
- 25 процентов – это не решение проблемы. Театрам было бы проще, если бы их вообще на период роста заболеваемости закрыли. Им приходится платить аренду помещений, налоги, оплачивать свет и воду, платить артистам зарплату. Совершенно не понятно, где они будут брать на все это деньги. Продажи в таких объемах не покроют всех расходов. Необходимо, чтобы эти издержки покрыло государство. Но пока об этом даже нет разговора. С другой стороны, если закрыть театры и концертные залы, артисты потеряют квалификацию. Они должны репетировать и выступать, - сетует руководитель столичного билетного оператора.
У новых ограничений есть и другие, менее очевидные жертвы. Из-за катастрофического снижения продаж операторам пришлось закрыть большую часть «живых» касс и перевести всю работу в онлайн-режим. В Москве с начала пандемии закрылись свыше 150 касс около метро и в торговых центрах.
Летом операторам удалось воспользоваться передышкой и открыть три десятка касс. Теперь же на них снова пришлось навесить замки. Бизнесмены недоумевают: постоянно увольнять и возвращать кассиров на работу они не могут и называют такие «качели» бесчеловечными. Поэтому оставшихся в штате кассиров, скорее всего, будут оформлять в бессрочные неоплачиваемые отпуска. Но не факт, что сотрудники на такие условия согласятся. При этом билетные кассиры – это прослойка редких специалистов старой закалки, которые держат в голове весь репертуар всех театров, концертных залов и цирков.
- Мы растим билетных кассиров, обучаем их годами, - говорит Белов, - Не все люди пользуются Интернетом, многим удобнее прийти в кассу и подобрать билет вживую. Театральный кассир – совсем не то же самое, что кассир в кинотеатре. Здесь недостаточно нажать на кнопку, распечатать билет и сказать: «Следующий!» Это уникальные специалисты. Даже если вы не знаете, на какой конкретно спектакль хотите пойти, кассир расскажет вам обо всех представлениях интересующего вас жанра. Более того, кассиры знают нюансы всех зрительных залов и подскажут, какие места лучше взять. Если мы лишимся таких специалистов, это будет большая потеря и настоящий караул.