С приветственной речью обратился ко всем зрителям председатель СТД Александр Калягин. Он появился в медицинской маске и призвал всех нас включить творческое воображение и представить, что сидим мы в красивом зале. Президент премии Игорь Костолевский говорил о необходимости создания единого театрального пространства, в этот день его можно было почувствовать особенно остро.
«Золотая маска» стартовала весной 2020 года в Москве. Еще до пандемии удалось показать внеконкурсные программы «Маска Плюс» и «Детский Weekend» и только треть конкурса. Коронавирус затормозил дальнейший ход событий. Наступила длительная пауза. И только в конце лета дирекция фестиваля и премии «Золотая маска» составила новое расписание, чтобы представить оставшиеся спектакли. С августа по октябрь их показали, хотя далеко не все. Члены жюри трудно перенесли это время: половина из них переболела коронавирусом. Наверняка кто-то наверстывал упущенное по ссылкам. Таковы издержки нашего времени, и надо отнестись к этому с пониманием. Некоторые показы неоднократно переносились из-за постоянно меняющейся эпидемиологической ситуации. Три спектакля Екатеринбургского театра «Урал Опера Балет» в Москве так и не показали. В труппе сложилась критическая ситуация — заболело много артистов. В дирекцию премии пришло письмо директора театра Андрея Шишкина, который детально описал ситуацию. Тем не менее все это не помешало получить награду за балет «Приказ короля» в постановке Вячеслава Самодурова. Дирекция «Золотой маски» приняла беспрецедентное решение: впервые за 26-летнюю историю часть членов жюри посмотрело его на видео. Часть жюри, по счастью, успела посмотреть его «живьем».
Начали оглашать имена лауреатов с оперетты, где один победитель следовал за другим, и это были участники спектакля «Винил» пермского «Театра-Театра». За актерские работы отметили Анну Огорельцеву и Марата Мударисова, а также исполнителя роли второго плана Илью Линовича. Анну срочно вызвали с репетиции. Прибежав, она не знала, что сказать от волнения: «О боже! Нельзя так резко вызывать с репетиции». Так что Дарья Мороз объявила, что готова лететь в Пермь ради того, чтобы увидеть «Винил».
Лауреаты находились в разных географических широтах. Одному из них, живущему в США Кристоферу Олдену, пришлось встать очень рано, чтобы поучаствовать в онлайн-церемонии. Он отмечен за лучшую работу режиссера в опере — «Трех сестрах» венгерского композитора Петера Этвёша в Екатеринбургском театре «Урал Опера Балет». Его удалось привезти в Москву еще весной. И это действительно мощный и один из самых необычных спектаклей. Кристофер Олден высказался на злобу дня: «У нас замечательный новый президент! А теперь я пойду снова спать». «Три сестры» стали лучшим спектаклем в опере.
Лучшим композитором назвали ушедшего весной из жизни Александра Вустина за «Влюбленного дьявола» в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. «Золотую маску» за него получила жена Марина Леопольдовна, говорившая о том, что ее муж был бы счастлив. Он в конце жизни увидел на сцене свое сочинение, о чем мечтал сорок лет.
В драме лучшими стали «Иранская конференция» в постановке Виктора Рыжакова в Театре Наций (спектакль большой формы) и «Преступление и наказание» в режиссуре Константина Богомолова в «Приюте комедианта» (спектакль малой формы). «Дети солнца» новосибирского «Красного факела» в постановке Тимофея Кулябина, показанные меньше чем за сутки до заключительной церемонии, принесли награду актеру Андрею Черных за роль второго плана. Отмечены также актерские работы Марии Смольниковой в «Сереже» в МХТ им. Чехова и Ивана Волкова в «Сирано де Бержераке» Александринки. Дмитрий Крымов за «Сережу» удостоен награды за лучшую режиссерскую работу.